СПЧ просит прокуратуру проверить законность привлечения к административной ответсвенности участников митинга 27 июля

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился в столичную прокуратуру с просьбой проверить законность и обоснованность привлечения к административной ответственности участников несогласованного митинга 27 июля и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

16 августа 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился в столичную прокуратуру с просьбой проверить законность и обоснованность привелечения к административной ответственности участников несогласованного митинга 27 июля и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Совет много внимания уделяет сбору и анализу информации о состоянии дел с реализацией предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этих целях члены СПЧ направляются в качестве наблюдателей на публичные мероприятия, ими анализируется информация, распространяемая журналистами гражданами и в СМИ.

По итогам наблюдения за акцией в Москве 27 июля, правозащитники имеют основания полагать, что в отношении задержанных законодательство об административных правонарушениях было применено неправильно.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2018 год, нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия состоит в невыполнении (нарушении) его участником обязанностей (запретов), установленных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Системное толкование положений данного Федерального закона позволяет прийти к выводу, что, если положения ч. 4 ст. 6 могут быть применимы к участникам как согласованных, так и несогласованных публичных мероприятий (им запрещается:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения).

В то же время положения ч. 3 ст. 6 этого закона к участникам несогласованных мероприятий применяться не могут, поскольку содержащиеся в этой части статьи положения очевидно относятся только к согласованным мероприятиям (участники публичного мероприятия обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел(военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств).

В результате анализа сведений, полученных как в ходе личного наблюдения, так и мониторинга информационных ресурсов, членами Совета не было выявлено свидетельств того, чтобы большое число участников несанкционированного массового шествия по центральным улицам г. Москвы 27 июля 2019 г. находились в состоянии опьянения, либо скрывали свои лица, а обнаружение у участников мероприятия запрещенных предметов было (судя по информации ГУ МВД России по г. Москве) ограничено всего несколькими случаями.

Соответственно, полученные членами Совета данные никак не согласуются с тем, что почти половина задержанных участников несогласованной публичной акции (790 человек из 1431) 27 июля 2019 г. были привлечены органами полиции к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, что должно означать, что практически каждый второй задержанный допустил нарушение запретов, установленных ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с этим Совет просит главного прокурора Москвы поручить провести проверку законности и обоснованности привлечения к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ участников несогласованного публичного мероприятия в г. Москве 27 июля 2019 г., не допускавших нарушения запретов, установленных ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.