Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Совет просит проверить факты незаконного применения силы и спецсредств к участникам митингов в столице

20 Августа 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился к министру внутренних дел Российской Федерации Владимиру Колокольцеву, Директору Федеральной службы войск национальной гвардии Виктору Золотову и председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Бастрыкину с просьбой проверить информацию о необоснованном и незаконном применении специальных средств и физической силы сотрудниками охраны правопорядка по отношению к участникам митингов, которые прошли в столице 27 июля, 3 и 10 августа. 

Советом много внимания уделяется сбору и анализу информации о состоянии дел с реализацией предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В целях подготовки традиционного доклада главе государства о практике реализации свободы собраний членами Совета был организован мониторинг соблюдения прав человека в ходе пресечения сотрудниками правоохранительных органов публичных мероприятий, состоявшихся в Москве 27 июля, а также 3 и 10 августа 2019 г.

По мнению Совета, в отдельных случаях сотрудниками правоохранительных органов допускались существенные нарушения прав граждан, как участвовавших в вышеуказанных публичных мероприятиях, так и не участвовавших, но находившихся в местах их проведения.

В частности, непосредственным личным наблюдением и мониторингом социальных сетей выявлены следующие факты, имеющие признаки нарушения прав человека в форме превышения полномочий.

1. Необоснованное и (или) незаконное применение специальных средств

Основания и цели применения сотрудниками правоохранительных органов специальных средств установлены ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о Росгвардии) и ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее – Закон о полиции). В нарушение указанных норм в ряде случаев сотрудники правоохранительных органов применяли специальное средство – палку специальную в целях, не предусмотренных ст. 20 Закона о Росгвардии и ст. 21 Закона о полиции, и в том числе в ситуациях, когда необходимость его применения явно отпала, а задерживаемое лицо обезврежено, окружено сотрудниками правоохранительных органов и не оказывает сопротивления.

Так, 27 июля 2019 г. на углу Центрального детского магазина, расположенном на пересечении ул. Рождественка и Театрального проезда, имело место применение неустановленным сотрудником специального средства – палки специальной в отношении одновременно нескольких неустановленных лиц, которые находились на предназначенной для отдыха граждан лавочке, не совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов и не оказывали им сопротивления. Даже если исходить из того, что данные граждане совершали административное правонарушение, к моменту применения специального средства оно уже было пресечено, а необходимость в его применении отсутствовала (http://vk.com/video-29534144_456247198).

3 августа 2019 г. в неустановленном месте имело место применение специального средства – палки специальной в отношении неустановленного мужчины в ситуации, когда необходимость в применении специального средства явно отсутствовала. Как видно на видеозаписи, мужчина находился на земле, не оказывал сопротивления сотрудникам правоохранительных органов и не совершал нападения на них, а совершенное им административное правонарушение к моменту применения специального средства с очевидностью было уже пресечено.

При этом не менее трех сотрудников удерживают гражданина, а четвертый на протяжении не менее чем девяти секунд применяет в его отношении специальное средство в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 20 Закона о Росгвардии и ст. 21 Закона о полиции (http://vk.com/video-29534144_456247604).

Схожая ситуация имела место также 3 августа 2019 г. в неустановленном месте в отношении неустановленного велосипедиста, задерживаемого сотрудниками правоохранительных органов. Как видно на видеозаписи, велосипедист находится на земле, не нападает на сотрудников и не оказывает им сопротивления. Однако не менее трех сотрудников продолжают удерживать его на земле, а четвертый сотрудник на протяжении приблизительно четырнадцати секунд применяет в отношении него специальное средство – палку специальную (http://vk.com/video-29534144_456247588).

2. Необоснованное и (или) незаконное применение физической силы

Основания и цели применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы установлены ст. 19 Закона о Росгвардии и ст. 20 Закона о полиции. В нарушение указанных норм в ряде случаев имело место необоснованное и (или) незаконное применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы к лицам, задерживаемым в ходе несанкционированных публичных мероприятий.

Так, 10 августа 2019 г. на ул. Забелина, в районе дома 2/4, стр. 16 двумя неустановленными сотрудниками правоохранительных органов применена физическая сила в отношении неустановленного мужчины, имевшего видимые признаки инвалидности в связи с ДЦП. Какой-либо необходимости в применении физической силы при этом не усматривается – задерживаемый явно не оказывает и не может оказать сопротивления сотрудникам, не совершает нападения на них (http://vk.com/video-29534144_456248057).

10 августа 2019 г. на ул. Забелина, напротив дома 3, стр. 1, имело место применение неустановленным сотрудником правоохранительных органов физической силы в отношении неустановленной женщины в отсутствие какой-либо необходимости в ее применении. Как отражено на видеозаписи, сотрудник без видимых на то причин наносит удерживаемой другим сотрудником женщине не менее одного удара в область живота и грудной клетки (http://vk.com/video-29534144_456248123).

Совет убежден: применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы и спецсредств допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может опираться на усмотрение конкретного сотрудника или его начальника. Сотрудники правоохранительных органов всегда и везде представляют публичную власть, от имени которой действуют, и вправе прибегать к насилию лишь при наличии необходимости и в пределах, установленных законом. Такая необходимость не может быть обусловлена самим фактом совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого применяются физическая сила или специальные средства.

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter