Прокуратура Татарстана предоставила СПЧ информацию по переселению граждан из аварийного жилищного фона

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил ответы Прокуратуры Республики Татарстан и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хазяйства на предложения членов временной рабочей группы по вопросам реализации программы расселения аварийного жилья в Татарстане.

3 сентября 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил ответы Прокуратуры Республики Татарстан и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хазяйства на предложения членов временной рабочей группы по вопросам реализации программы расселения аварийного жилья в Татарстане.

 

Предложения членов временной рабочей группы по вопросам реализации программы расселения аварийного жилья в Республике Татарстан

 

ОТВЕТ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Уважаемый Михаил Александрович!

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства, рассмотрев в пределах своей компетенции предложения членов временной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам реализации программы расселения аварийного жилья в Республике Татарстан (далее рабочая группа), сообщает, что поддерживает рекомендации, данные рабочей группой Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Председатель
наблюдательного совета            С.В. Степашин



ОТВЕТ  ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Уважаемый Михаил Александрович!

Прокуратурой республики рассмотрены предложения членов временной рабочей группы по вопросам реализации программы расселения аварийного жилья в Республике Татарстан, поступившие через Генеральную прокуратуру Российской Федерации. При этом сообщаю следующую информацию по фактам, отраженным в предложениях.

Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фона на 2013-2017 годы (далее - Программа) утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2013 № 681 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.09.2017 № 624). В Программу включено 1 102 аварийных дома, 8 070 помещений, 20 550 граждан в 39 муниципальных образованиях.

Программа в Республике Татарстан реализована в полном объеме. Годовой отчет реализации Программы принят и утвержден правлением государственной корпорации - Фонда содействия и реформированию жилищно-коммунального хозяйства протоколом № 898 от 15.03.2019.

Первоначальной Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы планировалось расселить 28 086 граждан из 1 688 аварийных домов на 11 213 помещений расселяемой площадью 420 127,34 кв.м.

Для расселения указанной площади предполагалось выделение финансирования в размере 9 776 672 790,00 рублей, в том числе:

- средства Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ГК Фонд) - 4 334 707 053,68 рублей;

- средства Республики Татарстан - 5 441 965 736,32 рублей;

В связи с исключением части домов из категории аварийных с дальнейшим переводом в программу капитального ремонта произведена корректировка параметров Программы в сторону уменьшения. План по расселению составил 20 396 граждан из 1 102 домов на 8 070 помещений площадью 285 931,96 кв.м.

Общий объем финансирования составил - 5 255 902 258,50 рублей, в том числе:

- средства ГК Фонда - 4 140 147 048,74 рублей;

- средства Республики Татарстан - 1 035 461 533,04 рублей;

- средства муниципальных образований - 79 791 011,92 рублей;

- внебюджетные источники финансирования - 502 664,80 рублей.

Лимит финансирования сократился в связи с уменьшением

расселяемой площади (уточнение площадей, признание домов пригодными к проживанию), а также в связи с оценочными экспертизами выкупной стоимость квадратного метра и стоимости приобретаемого жилья по итогам торгов.

В целях планирования показателей Программы в первоначальной редакции цена, предлагаемая в рамках договоров выкупа аварийных помещений, определена в размере 20 700,00 рублей за 1 кв.м. В результате анализа установлено, что реальная стоимость аварийного жилья не превышает 10-12 тысяч рублей за 1 кв.м.

В связи с чем в рамках внесения изменений и уточнений в Программу размер планируемой цены выкупа скорректирован до 11 тыс. рублей за 1 кв.м, (изменения внесены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2014 № 436).

Указанная цена является планируемой, конечная цена устанавливалась по результатам соглашения сторон. В случае несогласия гражданина с выкупной ценой спор между ним и органом местного самоуправления решался в судебном порядке.

Объективность указанной оценки подтверждается судебными решениями в рамках споров о выкупной стоимости.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от 29.04.2014, при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Анализ судебной практики показал, что по всем делам, где граждане не согласны с предложенной выкупной ценой, назначаются оценочные экспертизы. На сегодняшний день имеется 200 оценочных экспертиз и отчетов по определению рыночной стоимости аварийных помещений, проведенных экспертами по поручениям судов, которые также показывают, что реальная выкупная стоимость аварийного жилья составляет менее 10 тысяч рублей за 1 кв.м, с учетом всех затрат, установленных Жилищным Кодексом Российской Федерации.

Размер выкупной стоимости оспаривался гражданами в Верховном Суде Российской Федерации, по всем жалобам принято решение об отсутствии нарушений при установлении выкупной стоимости (пример: определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2017 № 11- КГ17-22).

По информации о нарушениях законодательства при выселении семьи Волковых в г. Альметьевск Республики

Татарстан Альметьевской городской прокуратурой проведена проверка

Установлено, что решением Альметьевского городского суда от 25.06.2015 удовлетворены исковые требования исполнительного комитета Альметьевского муниципального района об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд принадлежащего заявителю жилого помещения в вышеуказанном аварийном доме, признании на него права муниципальной собственности и выселении.

В ходе судебного разбирательства нарушений предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений д. 111 по ул. Белоглазова г. Альметьевск требования о сносе аварийного дома или его реконструкции, так и последующего принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, не установлено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 28.09.2015 решение Альметьевского городского суда РТ от 25.07,2015 было изменено только в части определения выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В ходе проверки информации о нарушении требований статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившихся в начислении платежей по услуге капитальный ремонт по факту признания многоквартирного дома аварийным опрошены директор МАУ «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства» и руководитель управляющей организации ООО УКЖД «Новация», которые пояснили, что услуга «капитальный ремонт жилых зданий» была закрыта в программе расчетного центра с 30.12.2009 и соответственно с указанной даты собственникам помещений не начислялась. При этом установить размер начислений, расход и фактическую оплату населением по оспариваемой услуге за период с 23.12.2008 по 30.12.2009 не представляется возможным, в связи с отсутствием информационно - расчетной базы.

При этом статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и норма об освобождении собственников помещений в многоквартирном доме, признанного в установленном порядке аварийными от взносов на капитальный ремонт была введена лишь 25.12.2012 Федеральным законом № 271 и вступили в законную силу со дня официального опубликования - 26.12.2012.

Согласно требованиям ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом для проведения проверки копия ранее поступившего обращения Волковой В.И. о незаконном сборе платежей по услуге «капитальный ремонт» направлена в отдел МВД России по Альметьевскому району для проведения процессуальной проверки по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ.

По вопросу о незаконном признании домов № 3, 9, 13 по ул. Декабристов г. Зеленодольск аварийными установлено, что указанные многоквартирные дома признаны аварийными на основании актов и заключений межведомственной комиссии. Постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 31.12.2011 №2425 «О признании многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу» включены в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках рассмотрения судебных дел по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд, в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при рассмотрении данной категории дел были проведены строительно-технические экспертизы с целью определения рыночной стоимости жилых помещений. По делам об оспаривании аварийности домов назначались строительно-технические экспертизы с целью определения состояния конструктивных элементов МКД.

В настоящее время оснований для исключения вышеуказанных домов из программы аварийного жилищного фонда и снятия статуса аварийности не имеется.

Между тем сообщаю, что по фактам неправомерных действий должностных лиц исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района при признании многоквартирных домов в г. Зеленодольске аварийными и их расселении следственным управлением СК России по Республике Татарстан проведена процессуальная проверка.

27.03.2019 вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что в 2011 году в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан на основании постановления руководителя исполнительного комитета района от

31.12.2011 № 2425 «О признании многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу» дома по адресам: г. Зеленодольск, ул. Карла Маркса, д. 33, ул. Союзная, д. 5, признаны аварийными и подлежащими сносу. При этом, в период времени с 31.12.2011 по 2013 год в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, в нарушение права на обжалование принятых нормативно-правовых актов уведомления о признании домов аварийными и подлежащими сносу собственникам жилых помещений в указанных домах не направлены. В результате чего граждане приобрели квартиры в аварийных домах.

Предварительное следствие по данному уголовному делу продолжается.

Рекомендации членов рабочей группы по вопросам соблюдения законодательства при приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в поселениях Республики Татарстан приняты ко вниманию. Информация о подобных фактах, отраженная в предложениях, направлена прокурорам городов и районов республики для принятия решения. В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского реагирования, в том числе в виде обращения в суд в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ.