Совет по правам человека направил в Правительство Рекомендации по защите социальных и трудовых прав работников

Совет отмечает, что пандемия коронавируса изменила жизнь десятков миллионов граждан Российской Федерации. Считая жизнь и здоровье людей безусловным приоритетом и понимая необходимость ограничений, правозащитники считают необходимым принятие комплекса неотложных мер по защите социальных и трудовых прав работников в Российской Федерации.

23 апреля 2020

Совет по развитию гражданского общества и правам человека сегодня направил в Правительство Российской Федерации Рекомендации по результатам работы горячей линии СПЧ и Ассоциации юристов России, касающиеся защиты социальных и трудовых прав работников.

Поступившие на горячую линию через сайт права2020.рф обращения в целом типичны для ситуации экономического кризиса: работодатели перестают платить работникам заработную плату, заставляют работников уходить в неоплачиваемые отпуска, увольняться по собственному желанию, подписывать соглашения о снижении зарплаты и т.п. Кроме того, остро стоит вопрос о выполнении работодателями рекомендованных Роспотребнадзором дополнительных мероприятий в целях профилактики распространения коронавируса среди работников, продолжающих выполнять свои трудовые обязанности, в частности: перевод на удаленную работу, обеспечение дополнительными средствами индивидуальной защиты, создание условий для дистанцирования на рабочем месте и другое.

Однако в нынешней ситуации имеется и своя специфика.

Во-первых, крайне осложнена процедура обращения граждан за защитой нарушенных трудовых прав в суд, поскольку сейчас суды рассматривают только дела безотлагательного характера, в них не ведется прием граждан, а многие граждане лишены возможности покинуть место жительства из-за режима самоизоляции.

Во-вторых, значительная часть граждан оказались в особенно тяжелой ситуации, когда, лишившись единственного источника дохода, они не могут заниматься поиском другой работы, поскольку этому препятствует проведение противоэпидемиологических мероприятий.

В-третьих, ситуация развивается очень динамично, постоянно изменяется правовое регулирование различных вопросов, касающихся в том числе, и трудовых отношений.

В-четвертых, нормы в части профилактики коронавируса на рабочих местах имеют рекомендательный характер, а, следовательно, зависят от доброй воли работодателя.

В-пятых, существует острая необходимость в обеспечении бесперебойной работы отдельных сфер экономики, от которых зависит благополучие общества.

В этой непростой ситуации гражданам как никогда необходима оперативная помощь в восстановлении трудовых прав. В Совете по правам человека полагают, что сейчас защите трудовых прав граждан должен быть отдан приоритет. По жалобам на нарушение трудовых прав должны проводиться тщательные проверки, а срок ответа на обращения граждан, а также их представителей (профсоюзов) должен быть максимально сокращен всеми ведомствами. Кроме того, необходимо определить обязательный для всех работодателей, продолжающих работу, минимум мер в целях профилактики распространения коронавируса, в случае невыполнения которых работник вправе отказаться выполнять свои должностные обязанности.

Совет отмечает, что пандемия коронавируса изменила жизнь десятков миллионов граждан Российской Федерации. Считая жизнь и здоровье людей безусловным приоритетом и понимая необходимость реализуемых органами исполнительной власти карантинных и иных ограничений,  правозащитники считают необходимым принятие комплекса неотложных мер по защите социальных и трудовых прав работников в Российской Федерации.

В качестве общих системных мер Совет рекомендует Правительству Российской Федерации:

- Разработать и принять нормативный правовой акт, предполагающий отмену обязанности по выплате арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, а также налогов (за исключением НДС) и неналоговых платежей на период действия режима повышенной готовности или иного периода, связанного с распространением коронавирусной инфекции.

- Предусмотреть увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований ввиду наличия выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в связи с введением указанных мер.

- Разработать и принять нормативный правовой акт, относящий случаи приостановления работниками трудовых обязанностей ввиду применения карантинных мероприятий или режима самоизоляции, к случаям временной нетрудоспособности с оформлением больничного листа и оплатой указанных периодов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Совет также рекомендует органам прокуратуры Российской Федерации и органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Установить, что в нынешней эпидемиологической и экономической ситуации жалобы граждан на нарушение трудовых и социальных прав, а также жалобы на нарушения в сфере охраны труда имеют приоритет по сравнению с жалобами на другие нарушения законодательства и подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки.

- Приостановить практику перенаправления жалоб, касающихся трудовых прав, из органов прокуратуры в органы Государственной инспекции труда и обратно.

- При необходимости оперативного реагирования на жалобы работников (например, по поводу незаконного привлечения к труду в период «нерабочих дней») осуществлять внеплановые проверки работодателей с выездом на место, с целью сбора доказательств, подтверждающих изложенные работником факты.

- Вести актуальную отчетность по выявленным нарушениям трудовых прав в режиме онлайн на интернет-сайтах ведомств и иных коммуникационных площадках.

Далее представлены рекомендации в отношении наиболее частых проблем, с которыми  работники обращались на «горячую линию».
 



ПРИНУЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ К УХОДУ В НЕОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК

Многие работодатели с целью минимизации затрат на оплату труда персонала требуют от работников написания заявлений на предоставление отпусков без сохранения заработной платы (ст. 128 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Требования о написании подобных заявлений часто сопровождаются угрозами увольнения в адрес тех работников, которые отказываются написать заявление. Более того, в некоторых случаях работодатели без получения соответствующих заявлений и оформления кадровых документов фиксируют в табелях учета рабочего времени факт нахождения работника в отпуске без сохранения зарплаты, в связи с чем не выплачивают работникам зарплату.

Работники, написавшие под давлением руководства организации заявление о предоставлении отпуска, оказываются в крайне тяжелом материальном положении, часто лишаются единственного источника дохода, что в текущих условиях чревато негативными социальными последствиями.

Поданной ситуации Совет выступает с рекомендациями в адрес органов Федеральной службы по труду и занятости:

- Проводить проверки по жалобам работников на неправомерное издание работодателями приказов о предоставлении отпусков без сохранения за работниками зарплаты. В случае выявления нарушений трудового законодательства привлекать организации и виновных должностных лиц к ответственности, выдавать предписания о восстановлении трудовых прав работников.

- Издать разъяснения о наличии у работников права в любой момент прервать предоставленный ему отпуск без сохранения зарплаты. Реагировать на случаи, когда работодатель отказывает работникам в выходе из отпуска без сохранения зарплаты.

и органов прокуратуры Российской Федерации. Среди предложений:

- Указать сотрудникам на необходимость тщательной проверки жалоб работников на их неправомерное отправление в отпуск «за свой счет», поскольку данное нарушение является массовым в текущий период.

- При наличии оснований полагать, в том числе по косвенным признакам, что работник написал заявление на предоставление ему отпуска без сохранения зарплаты под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

- Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, направленного сотрудником прокуратуры в защиту трудовых прав работника, в качестве обстоятельства, отрицательно влияющего на показатели деятельности органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.
 



НЕПРАВОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ

Многие работники жалуются на частичную или полную невыплату зарплаты, в том числе ее фиксированных составляющих (оклада, тарифной ставки). Нередко работники организаций незаконно отправляются работодателями в простой. Распространены ситуации, когда руководители компаний в принудительном порядке требуют от работников заключать соглашения об изменении условий трудового договора в части оплаты труда.

В этой части Совет предлагает Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

- Дать подробные разъяснения по вопросу выплаты дополнительного вознаграждения за «нерабочие дни», установленные Указами Президента РФ, работникам, которым не установлен оклад, в части определения размера дополнительного вознаграждения. Указать на недопустимость злоупотребления работодателями своим правом при установлении размера вознаграждения, в частности на недопустимость установления размеров вознаграждения в размере, не соответствующем обычно получаемому работником заработку.
Дать разъяснения о недопустимости введения режима простоя в период «нерабочих дней», если организация не относится к тем категориям компаний, на которые не распространяется действие Указов Президента РФ об установлении «нерабочих дней». 

органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Установить, что проверки по жалобам работников на невыплату зарплаты имеют приоритет по отношению к другим жалобам (определить конкретный сокращенный срок ответа на такие жалобы).

- Обратить внимание государственных инспекторов труда на возможность защиты прав работников путем принятия решений о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате зарплаты.

органам прокуратуры Российской Федерации:

- Установить, что проверки по жалобам работников на невыплату им зарплаты имеют приоритет по сравнению с другими жалобами (определить конкретный сокращенный срок ответа на такие жалобы).

- При наличии оснований полагать, что работник подписал дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым значительно снизилась его зарплата, под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

- Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, поданного в защиту трудовых прав работника, принудительно подписавшего соглашение о снижении зарплаты, как обстоятельство, отрицательно влияющее на показатели органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.



ПРИНУЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ К ТРУДУ В НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Известны ситуации, когда работодатели, понимая необходимость для своей организации приостановить деятельность, сознательно указывают работникам на необходимость продолжить работу. В большинстве случаев это сопровождается угрозами незаконного увольнения. Такие ситуации имеют место как в частно-экономическом секторе, так и в государственных учреждениях в сфере образования и культуры. В отдельных случаях такие действия распространяются в том числе на работников, находящихся в группе риска (старше 65 лет). При этом работодатели не соблюдают меры безопасности на рабочих местах, что способствует увеличению рисков.

Здесь Совет рекомендует Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

Сформировать более точный перечень организаций, которые вправе продолжать работу в период действия мер по защите эпидемиологической обстановки.

ведомствам, должностные лица которых уполномочены на составление протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ (МВД России, МЧС России, Росгвардия), и региональным органам власти:

Проводить проверки по жалобам работников на их привлечение к труду вопреки положениям Указа Президента РФ или региональных нормативных правовых актов. Распространить информацию о наличии у работников права сообщить о нарушениях в соответствующие органы.
 



МАССОВЫЕ УВОЛЬНЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ

Работодатели, которые были вынуждены прекратить свою деятельность, с целью экономии на заработной плате стремятся к увольнению тех сотрудников, которых невозможно перевести на удаленную работу. Это реализуется через такие методы как незаконные сокращения штатов с нарушением процедур, предусмотренных ТК РФ, принуждение работников к написанию заявлений об увольнении по собственному желанию, коррекцию графиков смен с отменой всех смен на период введения ограничительных мер без сохранения заработной платы. Работникам медицинских организаций, которые должны прекратить работу (например, стоматологические кабинеты) угрожают привлечением к работе с инфицированными лицами.

Склонение работников к увольнению из организации по собственному желанию — одно из наиболее типичных нарушений трудового законодательства в период экономического кризиса. Если заявление на увольнение было подписано работником под принуждением, то, как правило, доказать этот факт можно только в суде при том, что бремя доказывания факта принуждения лежит на работнике. В этой связи предлагаем органам прокуратуры РФ реагировать на обращения такого рода посредством предъявления в суд иска в защиту трудовых прав работников.

В части изложенного Совет рекомендует:

органам прокуратуры и органам Федеральной службы по труду и занятости:

Проводить проверки по жалобам работников на неправомерные увольнения, проверять соблюдение работодателем процедуры увольнения и обоснованности увольнения. В случаях, когда есть основания полагать, что увольнение обусловлено беременностью работницы, наличием у нее детей в возрасте до 3 лет, «предпенсионным» возрастом сотрудника, а также иными дискриминационными причинами, передавать материалы в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст.ст. 136, 144.1, 145 Уголовного кодекса РФ.

органам прокуратуры Российской Федерации:

При наличии оснований полагать, в том числе по косвенным признакам, что работник написал заявление на увольнение под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, поданного в защиту трудовых прав работника, принудительно написавшего заявление на увольнение, как обстоятельство, отрицательно влияющее на показатели деятельности органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.
 



НЕДОСТАТОЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Совет отмечает отсутствие обязательных для работодателей требований, направленных на профилактику распространения коронавируса среди работников, продолжающих выполнять свои трудовые обязанности. Роспотребнадзором утверждены только рекомендации работодателям, которые не носят обязательного характера.

В связи с эти, вызывает опасение наличие пробела в регулировании по данному вопросу, поскольку значительная часть работников продолжает работать на предприятиях и организациях, риск остановки которых может поставить под угрозу безопасность и обеспечение жизненно важных интересов общества. Введение минимальных санитарно-эпидемиологических требований в сложившейся ситуации на рабочих местах с указанием на то, что их невыполнение расценивается, как угроза жизни и здоровью работника, позволит работнику использовать право на самозащиту в виде отказа от выполнения работы (ст. 379 ТК РФ).

По данному поводу Совет рекомендует органам прокуратуры Российской Федерации и органам Федеральной службы по труду и занятости в приоритетном порядке проводить проверки обеспечения медицинских работников СИЗ, в качестве повода для проведения проверок использовать не только жалобы работников, но и информацию из СМИ, от профсоюзов, из сети Интернет и др.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - рассмотреть вопрос об утверждении временных санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции.
 




НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ НА ЗАНЯТОСТЬ И НА ОТДЫХ

Совет выражает обеспокоенность тем, что в условиях пандемии коронавируса, в связи с закрытием границ многими государствами, возникла проблема смены экипажей морских судов, которая не позволяет заменить членов экипажей, у которых закончились трудовые договоры. Усталость моряков приводит к повышению вероятности аварий и несчастных случаев. Одновременно, моряки, находящиеся на берегу, не могут попасть на работу на свои суда, и начинают испытывать финансовые трудности. Аналогичные проблемы имеются и в морском рыболовстве.

Тем самым создаётся угроза бесперебойной работе значимых в условиях пандемии видов деятельности. В этих условиях необходимо предпринять комплексные шаги, позволяющие российским морякам реализовать свои права на занятость, своевременный отдых и возвращение на Родину, с соблюдением всех мероприятий по противодействию распространению коронавируса.

В части изложенного Совет рекомендует Правительству Российской Федерации поручить профильным органам исполнительной власти:

- Разработать и внедрить порядок смены членов экипажей морских судов — российских граждан при заходе в российские морские порты.

- Предусмотреть возможность пересечения моряками — российскими гражданами сухопутных пограничных переходов при следовании на территорию соседних государств для посадки на судно, находящееся в порту этого государства, или при следовании с такого судна к месту проживания.

- Установить порядок выдачи разрешений на организацию чартерных рейсов при смене экипажей, состоящих из российских граждан, на морских торговых и рыболовных судах, находящихся в иностранных государствах.
 



НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРОЦЕДУРЫ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНОГО

В настоящее время гражданин, потерявший работу, может встать на учет в качестве безработного дистанционным способом через портал государственных услуг, портал «работа в России», а также через «горячую» телефонную линию. В условиях перегруженности последней и невысокого уровня компьютерной грамотности населения необходимо расширение «точек входа» для граждан в процедуру постановки на учет в качестве безработных и сокращения сроков такой процедуры. При принятии решений органами занятости целесообразно руководствоваться принципом трактовки любых неустранимых сомнений относительно представленной информации в пользу заявителя.

В части изложенного Совет рекомендует органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Расширить количество каналов для дистанционной постановки на учет в качестве безработного, вести мониторинг доступности «горячей линии».

- При отсутствии возможности оперативно получить подтверждение с последнего места работы заявителя принимать решение о постановке на учет в качестве безработного и назначении соответствующего пособия.

- Активизировать работу по переобучению лиц, потерявших работу, с использованием дистанционных форм взаимодействия.


Горячая линия СПЧ и Ассоциации юристов России начала работать 31 марта. На сайте права2020.рф можно получить информацию о мерах поддержкт граждан и бизнеса, принятых в связи с пандемией коронавируса, а также получить консультацию экспертов. На вопросы отвечают член СПЧ президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, член СПЧ, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, член правления Ассоциации юристов России Виктория Бурковская, член президиума Ассоциации юристов России Александр Семенников и другие.