Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Доклад временной рабочей группы СПЧ по мониторингу общероссийского голосования на выборах


Временная рабочая группа СПЧ по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации приняла доклад по итогам работы на избирательных участках в одиннадцати регионах страны.

Главные выводы, к которым пришли правозащитники:
- Голосование было легитимным, количество нарушений, способных повлиять на волеизъявления граждан незначительно, а в тех комиссиях, где подтверждались серьезные нарушения, результаты были отменены.
- Санитарно-эпидемиологические требования при проведении общероссийского голосования выполнялись.
- Отдельные формы голосования, применявшиеся на общероссийском голосовании, после их доработки  возможны для использования при проведении выборов различного уровня.
- Необходимо продолжить работу по развитию системы общественного контроля в электоральной сфере. Особое внимание уделить качеству подготовки наблюдателей.
- Практику применения "многодневного голосования" признать правильной в условиях соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности. Возможность голосования на выборах различного уровня в течении 2-3 дней после анализа опыта общероссийского голосования и обсуждения с экспертным сообществом рекомендовать закрепить законодательно.

В состав ВРГ СПЧ по мониторингу голосования вошло 11 человек. Мониторинг осуществлялся в 11 субъектах Российской Федерации, а также в ТИК ДЭГ (территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования).

В период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования работали в Москве (М.А. Большакова, И.Б. Борисов, А.С. Брод, Е.М. Меркачева, И.В. Киркора) и Санкт-Петербурге (Н.Л. Евдокимова), Республике Адыгея (А.В. Бабушкин), Краснодарском (А.В. Бабушкин) и Пермском краях (Т.И. Марголина), в Калужской (М.А. Большакова), Ленинградской (Н.Л. Евдокимова), Московской (А.С. Точенов), Новосибирской (И.В. Киркора), Рязанской (Е.М. Меркачева), Свердловской областях (Т.Г. Мерзлякова). Также за деятельностью территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в Москве и Нижегородской области осуществлял наблюдение Л.В. Поляков.

 

ДОКЛАД

Временной рабочей группы по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации

Москва. Июль 2020

 

Оглавление

Введение.

1. Организация деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования.

2. Анализ поступившей информации о нарушениях прав граждан.

1.   Распределение рабочей нагрузки на членов избирательных комиссий, наблюдателей и представителей органов правопорядка.

2. Организация голосования во дворах.

3. Правовое регулирование понятия агитации «за» и «против» введения поправок.

4. Ограничение прав членов участковых избирательных комиссий.

5. Организация электронного голосования.

6. Обращения граждан в связи с давлением по поводу голосования.

7. Качество общественного наблюдения.

8. Достоверность информации о нарушениях.

3. Рекомендации и предложения.

Выводы..

 

 

Введение

 

Временная рабочая группа по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее ВРГ СПЧ по мониторингу голосования) была создана в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества  и правам человека  (далее – Совет, СПЧ) 9 июня 2020 года. 

Целью создания  ВРГ СПЧ по мониторингу голосования являются содействие реализации избирательных прав граждан при подготовке и проведении общероссийского голосования, выявление и предотвращение нарушений, связанных с защитой избирательных прав граждан в период проведения общероссийского голосования, проверка информации о правонарушениях, а также в условиях противодействия коронавирусной инфекции, осуществление мониторинга работы участковых избирательных комиссий в вопросах защиты здоровья участников общероссийского голосования.

17 июня Председатель ЦИК России Элла Памфилова обратилась к председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерию Фадееву провести в рамках деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования мониторинг готовности избирательных участков с точки зрения соблюдения мер санитарной-эпидемиологической безопасности.

Проведение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации регламентировалось ст. 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», указами Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» от 25 марта 2020 года, № 205 «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» и от 01.06.2020 г. № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», принятым ЦИК РФ «Порядком общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами ЦИК РФ и Роспотребнадзора.

Основной день голосования согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, - 1 июля, однако россияне в соответствии с Порядком общероссийского голосования могли проголосовать и в период с 25 по 30 июня. Это было сделано в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона о поправке № 1-ФКЗ от 17 марта 2020 года о «необходимости создания максимальных удобств для участников общероссийского голосования» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 г. № 354, в целях «обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Согласно постановлению Центризбиркома России, участки для голосования работали с 25 июня по 1 июля с 08:00 до 20:00 по местному времени во всех регионах РФ, а подсчет голосов осуществлялся после 20:00 по местному времени 1 июля по всем семи дням голосования.

Кроме «Голосования до дня голосования» ЦИК России, руководствуясь положением п. 11 ст. 2 Закона о поправке № 1-ФКЗ от 17 марта 2020 года, применила и иные формы голосования.

Впервые на федеральном уровне была использована электронная форма голосования. Заявки на проведение у себя онлайн-голосования по поправкам в Конституцию РФ изначально подали пять регионов - Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Нижегородская область и Карелия. Но ЦИК России решила предоставить такую возможность только двум – Москве и Нижегородской области.

Были расширены, по сравнению с порядком голосования на выборах, категории граждан, которые могут проголосовать вне помещения для голосования. Был определен порядок голосования «для групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, территориях общего пользования и в иных местах)».

В списки участников голосования были включены 109190337 граждан России. В голосовании приняли участие 74114217 человек или 67,97%.

На вынесенный на общероссийское голосование вопрос "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?" ответили "Да" 57747288 человек, что составляет 77,92 % от числа граждан участников голосовании. "Нет" ответили 15761978 человек или 21,27% проголосовавших.

Из них, по результатам дистанционного электронного голосования по Москве, поправки поддержали 601096 человек, что составляет 62,33% от числа участников электронного голосования, против – 363341 человек или 37,76% соответственно. В Нижегородской области по итогам дистанционного электронного голосования поправки поддержали 75073 избирателя (59,69%), против - 50700 избирателей (40,31%).

В соответствии с Постановлением ЦИК России № 256/1888-7 от 3 июля 2020 года считать изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», за которые проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, одобренными.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» поправки в Конституцию вступили в силу с 4 июля 2020 года.

 

1. Организация деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования

 

Работа осуществлялась в соответствии с устоявшейся практикой и,  исходя из опыта работы Мониторинговой рабочей группой по выборам (МРГ СПЧ). Сопредседателями ВРГ СПЧ по мониторингу голосования избрали А.С. Точенова и И.Б. Борисова.

В состав ВРГ СПЧ по мониторингу голосования вошло 11 человек. Мониторинг осуществлялся в 11 субъектах Российской Федерации, а также в ТИК ДЭГ (территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования).

В период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования работали в Москве (М.А. Большакова, И.Б. Борисов, А.С. Брод, Е.М. Меркачева, И.В. Киркора) и Санкт-Петербурге (Н.Л. Евдокимова), Республике Адыгея (А.В. Бабушкин), Краснодарском (А.В. Бабушкин) и Пермском краях (Т.И. Марголина), в Калужской (М.А. Большакова), Ленинградской (Н.Л. Евдокимова), Московской (А.С. Точенов), Новосибирской (И.В. Киркора), Рязанской (Е.М. Меркачева), Свердловской областях (Т.Г. Мерзлякова). Также за деятельностью территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в Москве и Нижегородской области осуществлял наблюдение Л.В. Поляков.

До дня и в период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования тесно взаимодействовали с представителями ЦИК России, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Общественной палатой Российской Федерации, региональными избирательными комиссиями, общественными палатами и уполномоченными по правам человека, Ассоциацией юристов России, Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг», а также с представителями общественных организаций.

В Москве была создана региональная временная рабочая группа по мониторингу голосования под председательством члена Совета И.Б. Борисова.

В Свердловской области уполномоченный по правам человека, член Совета Т.Г. Мерзлякова совместно с региональной общественной палатой развернула и возглавила Центр общественного наблюдения.

В регионах своего проживания мониторинг проводили Н.Л. Евдокимова, Т.И. Марголина, А.С. Точенов. Это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пермский край и Московская область.

В Краснодарский край и Новосибирскую область выехали А.В. Бабушкин и И.В. Киркора. В Калужской и Рязанской областях отработали М.А. Большакова и Е.М. Меркачева. Также А.В. Бабушкин выезжал на голосование в Республику Адыгея.

Кроме того, осуществлялся мониторинг соцсетей, СМИ и интернет-ресурсов правозащитных организаций. В сфере внимания ВРГ СПЧ по мониторингу голосования находились и другие аспекты: соблюдение прав СМИ, есть ли возможность выразить волеизъявление гражданам, содержащимся в СИЗО, наличие особых условий голосования для маломобильных граждан, а также многое другое.

Членами Совета А.В. Бабушкиным в г. Краснодаре и Е.М. Меркачевой в Москве проведен мониторинг организации голосования в следственных изоляторах. А.В. Бабушкин 1 июля посетил СИЗО № 1 города Краснодара, а Е.М. Меркачева 1 июля посетила СИЗО № 2 в Москве.

Члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования посетили около 120 избирательных участков. В процессе работы особое внимание уделялось трем аспектам:

1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм (права граждан на безопасность и охрану здоровья);

2. Соблюдение принципов всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании (реализация права граждан на участие в управлении государством через общероссийское голосование);

3. Проверка информации о правонарушениях при голосовании.

В случае личного выявления правонарушения или получения информации о конфликтной ситуации, члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования принимали меры по проверке полученных сведений и, в случае подтверждения, фиксировали нарушение, информировали соответствующие избирательные комиссии, государственные органы власти и содействовали его урегулированию.

Настоящий доклад основан на отчетах членов ВРГ СПЧ по мониторингу голосования, осуществлявших мониторинг в субъектах Российской Федерации. Доклад содержит информацию о выявленных конфликтах, а также выводы и рекомендации по совершенствованию механизмов обеспечения избирательных прав граждан, в том числе в условиях эпидемий и других катаклизмов.

 

2. Анализ поступившей информации о нарушениях прав граждан

 

В соответствии с письменными и устными отчетами членов ВРГ СПЧ по мониторингу голосования был проведен анализ и обобщение информации об имевших место конфликтах, связанных с нарушениями избирательных прав граждан.

 

1.Распределение рабочей нагрузки на членов избирательных комиссий, наблюдателей и представителей органов правопорядка

 

При недельном голосовании объем работы членов избирательных комиссий, наблюдателей, волонтеров, представителей правопорядка значительно увеличился. Члены УИК не только организуют процедуру голосования как в помещении участка, так и вне его, но и обеспечивают санитарно-эпидемиологическую безопасность голосования. При оплате их труда изначально не была учтена возросшая нагрузка.  Для большинства граждан, ставшими наблюдателями, эта деятельность является добровольческой, и далеко не все из них могли участвовать в наблюдении за голосованием во все дни.

Формат подготовки, отбора и организации процесса наблюдения стал сложнее.

 

2. Организация голосования во дворах

 

При голосовании во дворах многоквартирных домов в некоторых случаях присутствовали признаки косвенного принуждения к голосованию. В частности, старшие по подъездам осуществляли поквартирный обход и приглашали проголосовать.

Имели место случаи риска несоблюдения тайны голосования, когда участники голосования делали отметки в бюллетене прямо на столах, не всегда создавались соответствующие условия для тайного голосования.

 

3. Правовое регулирование понятия агитации «за» и «против» введения поправок

 

Члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования отмечают, что на отдельных участках для голосования и в местах для голосования вне помещений находились как информация о поправках в Конституцию (порой неполная), так и материалы, побуждающие голосовать за поправки.

 

4. Ограничение прав членов участковых избирательных комиссий

 

В соответствии с постановлением ЦИК России «О порядке общероссийского голосования по вопросам одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в редакции от 23 июня 2020 года в пункте 3.2 сказано, что наблюдатели вправе знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до основного дня голосования. А для членов комиссий с правом решающего голоса эти права не прописаны. Этим воспользовались, в частности, в некоторых районах Санкт-Петербурга председатели участковых и территориальных избирательных комиссий. Они утверждали, что право знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до дня голосования и др. не прописано в «Порядке голосования», а что не разрешено, то запрещено. Аналогичная ситуация была зафиксирована в г.о. Химки Московской области. Кроме того, в Химках на нескольких УИК к работе необоснованно были не допущены отдельные члены комиссий с правом решающего голоса. Эта проблема была устранена лишь 30 июня после вмешательства ИКМО.

 

5. Организация электронного голосования

 

Организацией голосования, в том числе и электронного, должна заниматься избирательная комиссия субъекта, где осуществляется дистанционное электронное голосование. На данный момент организацию электронного голосования осуществляет департамент информационных технологий города Москвы, что снижает доверие граждан к процедуре голосования.

 

6. Обращения граждан в связи с давлением по поводу голосования

 

В Совет поступала информация о принуждении или активном побуждении к голосованию руководителями отдельных предприятий своих работников, о «приписывании» сотрудников компаний и бюджетных организаций к конкретным избирательным участкам.

 

7. Качество общественного наблюдения

 

По данным ОП РФ в общественном наблюдении за общероссийским голосованием участвовало более 526 тысяч наблюдателей от партий, общественных организаций и просто активных граждан. Это беспрецедентное количество наблюдателей. Однако некоторыми экспертами отмечается низкое качество подготовки части наблюдателей и их пассивное поведение на участках для голосования. В первый день голосования, 25 июня, до основного дня голосования отмечались сбои в организации наблюдения.

 

8. Достоверность информации о нарушениях

 

На сайтах отдельных общественных организаций в социальных сетях, телеграмм-каналах распространялись «фейковые» новости о якобы имевших место нарушениях на выборах. Такая же информация поступала и на горячие линии региональных СПЧ, Центров общественного наблюдения, общественных штабов и общественных палат регионов. В большинстве случаев при проверке такая информация не подтверждалась.
 

3. Рекомендации и предложения

 

С учётом того, что опыт проведения общероссийского голосования может быть применён при проведении выборов разного уровня, в том числе и в условиях сложной эпидемиологической обстановки, ВРГ СПЧ по мониторингу голосования предлагает следующее:

  1. При организации многодневного голосования необходимо учитывать возрастающую нагрузку на членов избиркомов, в первую очередь, на членов участковых комиссий. Необходимо предусмотреть дополнительное финансирование, оперативное использование имеющегося резерва членов комиссий. Рассмотреть вопрос о профессионализации работы в УИК, как это реализовано в ряде зарубежных стран (1-2 члена участковых комиссий, обеспечивающих технологический процесс).
  2. Принимать дальнейшие меры для исключения возможностей принуждения к голосованию, ввести строгие меры административной ответственности за эти правонарушения с ускоренной процедурой их применения в ходе избирательной кампании.
  3. Процедуры дистанционного электронного голосования в Москве требуют дальнейшего развития и проработки вопроса об исключении возможности двойного голосования (дистанционно и очно на участке).
  4. Следует принять четкие пошаговые правила организации процесса голосования: от текста информирования граждан по громкой связи о возможности проголосовать во дворе и до размера отверстия в урне для опускания листа для голосования.
  5. Целесообразно рассмотреть возможность назначения общественными палатами членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Кроме этого, определить правовой статус мобильных групп по разрешению конфликтных ситуаций от субъектов, направляющих наблюдателей, а также статус мониторинговых групп СПЧ.
  6. Предусмотреть возможность отзыва наблюдателей субъектом его направившим. Ввести административную ответственность за подделку направления общественного наблюдателя.
  7. В последующем необходимо обратить внимание на повышение профессионализма общественных наблюдателей и обеспечение их специальными «дорожными картами» для осуществления наблюдения.
  8. Провести совместное совещание СПЧ, ОП РФ, ЦИК России и представителей экспертного сообщества по развитию института общественного наблюдения за соблюдением избирательных прав граждан.

 

Кроме того, предложения по совершенствованию процедур голосования в период сложной эпидемиологической обстановки указаны в главе  VII «Избирательные права и право на участие в управлении  делами государства»  Доклада СПЧ «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина».

 

Выводы

 

  • Голосование легитимно. Количество официальных жалоб и заявлений минимально. Количество нарушений, способных повлиять на волеизъявления граждан, незначительно.
  • Санитарно-эпидемиологические требования при проведении общероссийского голосования выполнялись.
  • Отдельные формы голосования, применявшиеся на общероссийском голосовании, после их доработки  возможны для использования при проведении выборов различного уровня.
  • Необходимо продолжить работу по развитию системы общественного контроля в электоральной сфере.  Особое внимание уделить качеству подготовки наблюдателей.
  • Практику применения «многодневного голосования» признать правильной в условиях соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности. Возможность голосования на выборах различного уровня в течении 2-3 дней после анализа опыта общероссийского голосования и обсуждения с экспертным сообществом рекомендовать закрепить законодательно.
  • Необходимо использовать опыт общероссийского голосования для развития прямой демократии и участия граждан в управлении государством.

     


Особое мнение Евдокимовой Наталии Леонидовны, члена рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по мониторингу Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации  2020 года в Санкт-Петербурге (далее – Голосование)

 

Мои претензии к Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК):

 

1. Согласно части 5 статьи 2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан в общероссийском голосовании общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о его назначении.

Согласно пункту 1 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 июня 2020 года N 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» 1 июля 2020 г. определена в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"

Согласно пункту 10.5 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – ПОСТАНОВЛЕНИЕ) от 20 марта 2020 года N 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (далее – Порядок), изложенному в редакции ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 23 июня 2020 года N 255/1885-7, участнику голосования должна быть предоставлена возможность проголосовать до дня голосования в помещении участковой комиссии в период с 25 по 30 июня 2020 года с 8 до 20 часов по местному времени. Таким образом, ЦИК своим постановлением превысила свои полномочия, нарушив ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 июня 2020 года N 354.

Во-первых, Кроме того, не гарантирована сохранность бюллетеней ночью.

2. Согласно пункту 2.8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ «члены комиссий с правом решающего голоса и члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, при подготовке и проведении общероссийского голосования осуществляют свои полномочия, руководствуясь настоящим Порядком».

Права членов комиссий с правом решающего голоса прописаны в пунктах 7.4, 8.11, 8.13, 9.6, 9.7, 9.8, 9.13, 10.2, 10.7, 11.3 и других ПОСТАНОВЛЕНИЯ, но ни в одном пункте не тех прав, которыми наделены наблюдатели этим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ. Пункт 3.2 говорит о том, что наблюдатели вправе знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до дня голосования. А для членов комиссий с правом решающего голоса эти права в ПОСТАНОВЛЕНИ не прописаны. Этим воспользовались председатели как участковых, так и территориальных, а возможно и городской избирательных комиссий. Они утверждают, что право знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до дня голосования и др. не прописано в ПОСТАНОВЛЕНИИ, а что не разрешено, то запрещено. Таким образом из-за недоработки ПОСТАНОВЛЕНИЯ фактически члены комиссий с правом решающего голоса были исключены из работы комиссий председателями комиссий, что могло привести к фальсификации Голосования.

3. Пункт 9 ПОСТАНОВЛЕНИЯ определяет порядок Голосования вне помещения для голосования в том числе и в период с 25 по 30 июня 2020 года. В соответствии с пунктом 10.7 «при проведении голосования в соответствии с разделом 9 настоящего Порядка по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются дата (даты) и время голосования, количество бюллетеней для голосования, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество выданных участникам голосования и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками голосования) бюллетеней для голосования, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, и наблюдателях, представителях СМИ, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования». Фразу «по окончании голосования» Территориальных избирательных комиссий (ТИК) трактовали, как 20:00 1 июля. Таким образом, данные о проголосовавших в период до 1 июля, отдельно на участке и отдельно вне участка не публиковались. На официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии также нет этой информации. Такая неопределённость нормы позволила свести на нет контроль за Голосованием.

4. Принятием изменения в ПОСТАНОВЛЕНИЕ накануне Голосования ЦИК поставила в очень сложную ситуацию как избирательные комиссии, так общественные палаты субъектов РФ. Пришлось срочно перестраивать работу избирательных комиссий, а также направлять на избирательные участки дополнительное количество наблюдателей. Это привело к тому, что многие наблюдатели просто не понимали свою миссию и не знали о своих правах и обязанностях. Это привело к тому, что часть из них просто сидела в сторонке, а другая – вела себя агрессивно и мешала работе избирательной комиссии.

 

Выводы и рекомендации:

К сожалению, я не могу признать, что при Голосовании в Санкт-Петербурге были соблюдены основополагающие принципы: гласность и открытость. В основном, возможность фальсификации Голосования стало возможным из-за несоответствия Порядка Голосования, определённого ПОСТАНОВЛЕНИЕМ законодательству РФ, а также неопределённостью многих норм этого ПОСТАНОВЛЕНИЯ.

Так как Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации – явление разовое, я надеюсь, то давать рекомендации по изменению ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 марта 2020 года N 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» никакого смысла нет. Но надо сделать оргвыводы по отношению к членам ЦИК и её Председателя, принявших такое «кривое» ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

При дальнейших выборах надо учесть следующее:

  1. Формировать избирательные комиссии исключительно из представителей политических партий.
  2. Отменить требование представлять список наблюдателей и представителей СМИ за три дня до дня голосования.
  3. Усилить подготовку наблюдателей.
  4. Прекратить практику голосования в течение нескольких дней, так как это даёт возможность фальсификации результатов голосования.

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter