Город: ресурс или общественное благо? Будущее национальной градостроительной политики обсудили сегодня на круглом столе с участием министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева, председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева и представителей архитектурного сообщества. Главный предмет дискуссии – проект Национальной Градостроительной Хартии, которую разработали члены Союза архитекторов России и Международной академии архитектуры в Москве.
"Очень важное понятие достойная жизнь, и то, что мы сегодня обсуждаем, сюда относится — к достойной жизни, – сказал Валерий Фадеев. - У нас пока жилищная проблема не решена. У многих не благостроено жилье, у многомх аварийное жилье. Но сегодня коллеги говорят уже о другом: каким должен быть город, какими населенные пункты, какими мегаполисы?"
По словам главы СПЧ, на площадке Совета по правам человека будет создана рабочая группа, которая займется всесторонней экспертной оценкой представленной иницитивы.
Владимир Якушев поддержал ряд принципов хартии и допустил возможность поступательных изменений в Градостроительный кодекс.
"Градостроительный кодекс действительно сложный, громоздкий, тяжело читаемый. Понятно, что нормативные документы - это удел профессионалов, его должны читать профессионалы и уметь толковать каждую статью. Но хотелось бы, чтобы любой гражданин, когда он хочет защитить свои права и узнать, что он может сделать, мог прочитать кодекс", - сказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Разработчики хартии рассказали о ключевых идеях документа.
По мнению профессионального сообщества, городские объекты возводятся без общих концепций и профессиональных стратегий, охватывающих страну. У государства нет стратегических планов освоения территории, а участники системы пространственного развития оказались в ситуации свободной конкуренции, в которой победили сильнейшие – строители, обладающие наибольшими финансовыми и организационными ресурсами. Позиция сильнейших диктует условия, а в этих условиях не преследуются общественный интерес, они направлены на частное, а не на общественное благо. Разработчики хартии считают, что государство, общество и строительная индустрия должны пересмотреть существующие подходы к градостроительной политики в сторону приоритета прав граждан на достойное жилье и достойную городскую среду.
Согласно документу, главная цель градостроительной политики – баланс интересов бизнеса, власти и города, а ее принципами должны быть признаны переход к общенациональным программам пространственного развития, уход от «ручного» управления к законодательному регулированию, от доминирования крупного застройщика к балансу интересов и этике общего блага, от главенства квадратных метров к приоритету инфраструктуры, от квартиры в микрорайоне к разным типам жилья и средовому разнообразию, от спальных районов и разрушающихся промзон к многофункуциональным кластерам.
Значительное внимание в проекте Хартии уделено образу будущего национального пространства. Представители архитектурного сообщества считают, что альтернативой бесконтрольного расползания двух-трех агломераций должно стать эффективное, целенаправленное формирование «поясов расселения», - узкого и протяженного, идущего с Востока на Запад, от Тихого океана до западных границ, и широкого с Юга на Север от южных до северных морей европейской части. Приоритет в развитии должны получить пригороды, в которых вслед за жильем переходит автоматизированное, роботизированное промышленное производство. Базовым типом жилья становится семейный усадебный или блокированный дом на своей земле, занимающий всё большую долю в национальном жилом фонде. Стержнем модернизации должна стать линейка, модельный ряд индустриально изготовленных версий «умного» и «зеленого» «российского дома», не уступающих канадскому, финскому или американскому аналогам.
Обозначая тенденции перспективного развития городов, Хартия предлагает приоритетные действия, направленные на достижение заявленных целей. Так, по мнению авторов инициативы, достигнуть баланса интересов и сформировать город будущего помогут семь шагов:
1. Создание вертикали управления пространственным развитием
2. Реформа градостроительного законодательства
3. Переход к новой национальной модели жилья
4. Восстановление проектно-исследовательского комплекса
5. Модернизация строительной индустрии
6. Обновление транспортно-инженерной инфраструктуры
7. Активизация городской экономики
Инициативная группа разработчиков Национальной Градостроительной Хартии выражает надежду на поддержку беспрецедентного, но столь необходимого для нашей страны начинания со стороны городских, предпринимательских и профессиональных сообществ, а также представителей властных структур высшего уровня, без внимания которых мыслимы, но невозможны столь ожидаемые изменения.
«Нелегко найти компромисс разных интересов. Тем не менее, важно стремиться к гармонии частных и общих интересов, сиюминутных потребностей и долгосрочных задач. Каждый человек и общество в целом играют в этом значимую роль. Для динамичного развития российских городов необходимы наши совместные действия», - резюмируют авторы документа.
Всем, кого это касается
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ХАРТИЯ
|
Город будущего создается сегодня. Хартия – это призыв к новой градостроительной политике, направленной на укрепление жизнеспособности российских городов в XXI веке. Преобразование среды жизнедеятельности должно пониматься как общенациональная цель, где государство, бизнес (активная прослойка, предпринимательская среда) и общество действуют вместе для достижения общего блага и повышения нашей конкурентоспособности в мировом масштабе. |
|
|
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ |
|
Идеальный город – это баланс интересов городских сообществ, власти и бизнеса. |
Объединение, путь грамотных решений, партнерство во имя сопротивления кризисным явлениям – вот ценности дальнейшего развития российских городов. Наступает время мультидисциплинарных решений, достижения исторического компромисса между экономическими, социальными и экологическими требованиями.
Нам необходим консенсус в понимании базовых ценностей градостроительной сферы, как этической основы для укрепления жизнеспособности наших городов. В России города развиваются как принадлежащие своим горожанам-гражданам, являясь благом, которое унаследуют грядущие поколения.
Нам необходимы города, представляющие собой благоприятное поле для творческого многообразия, место для расцвета личности, доступа к знаниям и информации.
|
ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ |
|
Созидательное единство нации – основа общего блага, путь к обретению которого состоит в следовании новым принципам градостроительства, являющихся слагаемыми успеха нашего общества в XXI веке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВАНИЯ |
|
Города — непрерывно изменяющаяся искусственная среда, сознательно формируемое жизненное пространство. Наполнение и расширение жизненного пространства городского человека — наша общая ответственность. |
На протяжении веков в стране последовательно проводилась сильная градостроительная политика, основанная на изучении природных особенностей нашей территории, активное связывание регионов, мотивации граждан – горожан к урбанизму, городскому образу жизни. Однако, сегодня мы вынуждены находиться на позиции догоняющего развития, решать социально-экономические проблемы, в том числе в градостроительной сфере.
Время глобальной цифровой трансформации и увеличения роли человеческого капитала в формировании социального блага диктует необходимость давно ожидаемых перемен в градостроительном деле, созидании городов в нашей стране. Существует непосредственная взаимосвязь между экономической привлекательностью и инвестициями, с одной стороны, и качественными градостроительными структурами, здоровой окружающей средой и современной мощной инфраструктурой — с другой стороны.
Национальная Градостроительная Хартия закладывает основные принципы созидания городов, отвечающие на вызовы, стоящие перед страной в XXI веке.
|
РИСКИ И ВЫЗОВЫ |
|
Переход от плотного руководства советского типа к вакууму ожиданий рыночных чудес на сегодня породил целый ряд проблем, решаемых лишь общими усилиями. |
В последнее время в развитии городов преобладают разрушительные процессы, видимые прежде всего профессионалам. К кризису в такой чувствительной сфере безопасности как устройство жизненного пространства привело возведение городских объектов, ведущееся в отсутствие общих концепций и профессиональных стратегий, охватывающих страну. Такое положение дел ведет к деградации российских городов, что чревато затяжным социальным и экономическим кризисом.
Сегодня у государства нет стратегических планов освоения территории. Стратегия пространственного развития не содержит позиций в градостроительной сфере. К управлению градостроительством сегодня причастны свыше десятка министерств, действующих независимо и нескоординированно. Итогом такого нескоординированного руководства является хрестоматийная «ошибка рынка», когда конкуренция запускает ухудшающий отбор.
Все участники системы пространственного развития оказались в ситуации свободной конкуренции, в которой победили сильнейшие – строители, обладающие наибольшими финансовыми и организационными ресурсами.
Их позиция диктует возведение жилья в больших городах, где его могут купить работающие граждане со всей России. Так регионы и города лишаются шансов на развитие, поскольку мегаполисы вытягивают из них все конкурентоспособное население, получая морально устаревшую застройку. Монополия строительного бизнеса на градостроительные решения останавливает развитие, навязывая в национальных масштабах устаревший продукт.
Еще одной «ошибкой рынка», ориентированного на застройщика как собственника земельного участка, является невозможность реализации крупных градостроительных замыслов.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность в сфере градостроительства, является Градостроительный кодекс РФ, вступивший в действие в конце 2004 г. За прошедшие 15 лет в Градкодекс были внесены более 80 поправок. Градостроительный кодекс, под давлением рыночных интересов, передал застройщику практически все права, связанные с формированием среды. Целью нормирования застройки стало не публичное благо, а чья-то прибыль. В законодательстве отсутствуют такие фундаментальные понятия, как «общественные интересы» и «общественное благо». Как следствие, отсутствуют эффективные механизмы учета интересов жителей. В правовом поле сложились очаги коррупции, а собственно градостроительство сведено к регламентации выкачивания земельной ренты.
Баланс общественного блага и частных интересов нарушен. Градостроительное регулирование оказалось не интересно застройщикам и органам власти, в том числе, органам местного самоуправления. Подмена градостроительного регулирования на «ручной» режим управления установилась как базовая норма.
Правовая основа российского градостроительства нуждается в концептуальной переработке.
Градостроительный кодекс РФ необходимо создавать заново.
Национальный жилой фонд – это достижение нашей страны мирового уровня, основание равноправия и социальной справедливости. После войны в СССР социальная норма жилой площади на человека была 4,5 кв. м, и она последовательно увеличивалась до 25 кв. м в сегодняшней России.
В стране нет жилищного кризиса и нам больше не нужно создавать дешевое жильё любой ценой – этот этап пройден. При этом нужно признать – национальной постсоветской модели массового жилья в России нет. Мы продолжаем воспроизводить советскую, и делаем это в колоссальных масштабах.
ИЖС, на долю которого приходится почти половина вводимого ежегодно жилья, не пользуется сопоставимой поддержкой власти и существует благодаря энтузиазму владельцев, в роли которых себя видят более половины россиян. Отсутствие профессионального лифта для новаций в этой теме позволяет бесконтрольно тиражировать морально устаревшие представления о российском жилище.
Износ инженерных инфраструктур достигает 50-70%, что резко удорожает их эксплуатацию и ограничивает возможности развития. Советский инфраструктурный запас почти «съеден», и в недалеком будущем ситуация может стать необратимой.
Застройка российских городов по всем признакам относится к категории, ориентированной на использование общественного транспорта, вместе с тем, жилые массивы последних лет упорно возводятся исходя из выгод застройщиков, нацеленных на увеличение плотности и этажности застройки. Эти параметры никоим образом не вписываются, и в обозримой перспективе не впишутся в граничные условия массовой и приемлемой по комфорту автомобильной мобильности, как по условиях движения в городе, так и по условиям резидентного размещения автомобилей домохозяйств.
Следствием ориентации на крупного застройщика, подавленности малого и среднего бизнеса становится массовое привлечение низкооплачиваемых и неквалифицированных работников, низкая производительность труда, сомнительное качество построенных объектов. Индустрия коттеджного и малоэтажного строительства (ИЖС) замещена полукустарной деятельностью частных лиц. Ставка на многоквартирные дома как основной тип предлагаемого продукта на жилищном рынке становится неизбежной, а неразвитость индустрии реконструкции и ремонта приводит к реновации с тотальным сносом как единственной возможной форме обновления деградирующего фонда.
Архаичность индустрии создания современной транспортной и инженерной инфраструктуры, отставание в применении новых, «высоких», «зелёных» технологий вынуждает тиражировать устаревшие решения, препятствует внедрению модели «умного города».
Отсутствие перспектив выхода на мировые рынки, высокая криминальная и коррупционная инфицированность, сращивание «подрядного» строительства с девелопментом, ориентация на быструю продажу, а не нормативную эксплуатацию построенных объектов выталкивает российский строительный бизнес в позицию хищника, относящегося к городу как к источнику добычи.
Низкое строительное качество является самостоятельным фактором негативного воздействия на городскую среду.
В существующей модели города не создают предпосылок для экономического роста.
Уровень благополучия российских городов связан не столько с их размером, сколько с их местом в экономической модели страны и встроенностью в мировой рынок.
Российские города конкурируют за ресурсы и человеческий капитал и между собой, и с глобальными лидерами. Включение в мировую систему разделения труда – ключевой вызов как для отдельных городов, так и для национального пространства в целом. Большинство городов страны характеризуются крайней степенью оторванности от морских коммуникаций, что фактически закрывает возможность для их интеграции в мировую экономику по индустриальной модели.
|
ОБРАЗ БУДУЩЕГО |
|
Выстроить образ будущего национального пространства и ввести этот образ в мировой контекст – приоритетная задача новой градостроительной политики. Должно быть объемное живое представление о результате общей деятельности. |
|
ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ И ДЕЙСТВИЯ |
|
Семь шагов для достижения желаемых целей: |
Нам необходимо создать:
Первоочередными шагами в этом направлении должно стать следующее:
Множество идей существует в этой насущной теме, однако принципиальные обстоятельства должны быть непременно учтены в новой модели:
Жилье ХХI века – не квартира в микрорайоне, а квартира в городе.
Налицо социальная несправедливость, устранять которую вполне возможно градостроительными средствами.
Градостроительная модель массового жилья включает в себя социальный аспект, а также идеологию реконструкции спальных районов, градостроительные и промышленные подходы возведения массового ИЖС.
Совершенствование законодательно – нормативной базы в строительстве и градостроительстве, повышение эффективности и качества документов территориального планирования, появление новых архитектурных и инженерных открытий невозможно без восстановления интеллектуального потенциала, сосредоточенного в исследовательской и проектной областях, без повышения роли, признания прав и ответственности профессионалов в принятии решений.
Вывести архитектора, градостроителя из подчинения застройщику напомнить ему о социальной ответственности перед обществом – задача Градкодекса. Эта норма должна закрепляться системой саморегулирования физлиц, принятой в большинстве стран мира, и которая рано или поздно сменит странную систему саморегулирования юрлиц.
Качество проектных решений, гарантирующее качество строительства и эксплуатации, напрямую зависит от предпроектных и более общих исследований, от качества и стоимости последующих проектных работ, квалификации и отбора исполнителей, от целого ряда процедур нуждающихся в правовом регулировании. Число архитекторов и инженеров на миллион жителей в России на порядок меньше чем в ЕС, существенно меньше чем в Китае.
Строительство без проекта, по некачественным проектам должно прекращаться как угрожающее общественному благу.
Невозможен и недопустим возврат к «типовому проектированию», которое даже в советские времена начинало трансформироваться в гибкую систему стандартов и нормалей. Решение многих задач возможно создание на основе имеющихся вузов сеть исследовательских и проектных организаций, способных оздоровить процесс обучения.
Строители должны войти в новый период во всеоружии и при полном понимании важности задач, которые ставит перед ними новое время.
Необходимо в самое ближайшее время:
Повестка развития городской транспортной инфраструктуры должна исходить из следующего:
Конкуренция за человеческий капитал – главный двигатель городского развития. Город становится пространством возможностей для самореализации человека. Новая градостроительная политика должна быть направлена на переход от советской индустриальной модели с «заводом и селитьбой» к постиндустриальному городу XXI века.
|
ПРИЗЫВ |
|
Нелегко найти компромисс разных интересов. Тем не менее, важно стремиться к гармонии частных и общих интересов, сиюминутных потребностей и долгосрочных задач. Каждый человек и общество в целом играют в этом значимую роль. Для динамичного развития российских городов необходимы наши совместные действия |
Инициативная группа Национальной Градостроительной Хартии выражает надежду на поддержку беспрецедентного, но столь необходимого для нашей страны начинания со стороны городских, предпринимательских и профессиональных сообществ, а также представителей властных структур высшего уровня, без внимания которых мыслимы, но невозможны столь ожидаемые изменения.
Созидание городов – подлинно общее дело, способное объединить нас, таких разных, в непобедимое единство.
г. Москва, июль 2020 г.
Авторский коллектив:
© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека