Валерий Фадеев обратился в Правительство РФ и Госдуму с предложением разработать более гибкие методики дистанционного обучения во время пандемии

Глава СПЧ также обратил внимание на проблему обеспечения малоимущих семей компьютерной техникой и оплаты им интернет-трафика.

16 октября 2020

Советник Президента РФ, председатель СПЧ Валерий Фадеев в пятницу направил письма вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой и главе Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславу Никонову с просьбой представить предложения по более гибкому переходу школьников на дистанционное обучение и по решению проблемы с обеспечением малоимущих семей компьютерной техникой и оплаты им интернет-трафика. 

«Проблема в том, что у нас до недавнего времени система работала по принципу «включить-выключить». «Включить» - все дети идут в школу, «выключить» - все дети остаются на удаленке. Сейчас московские власти пытаются действовать более гибко: старшеклассники остаются дома, а младшие классы идут в школу - аргументация понятна. И это хорошее движение в сторону усложнения системы, - полагает глава СПЧ. - Мы провели консультации с педагогическим и психологическим сообществом и считаем необходимым разрабатывать методики школьной работы в условиях эпидемии, должны быть более продуманные и разнообразные действия. Например, почему бы не продлить работу школы до 20-21 часа? В связи с тем, что работа будет растянута, тогда в каждый отрезок времени, если говорить об очном обучении, в школе будет меньше детей, чем при обычном режиме. Почему бы не разбить класс на несколько групп, чтобы учитель взаимодействовал не с классом в 30 человек, а с группой в 5-10 человек? Например, на лабораторных работах по химии, физике - невозможно лабораторную работу делать удаленно. Нужны методики работы в школах в этих неординарных условиях. В пятницу мы направили письма в Правительство РФ и Государственную Думу о необходимости поиска инновационных решений в этих сложных условиях.  

Он отметил, что оппоненты в ответ начинают говорить о дополнительных средствах из-за увеличенной нагрузки на учителей. 

«Сразу раздаются голоса: потребуются дополнительные деньги, например, потому что возрастет нагрузка на учителей. Одно дело - провести урок с классом, другое - несколько уроков с группами. Но давайте мы сначала подумаем, как организовать работу школы в новых сложных условиях, а потом будем думать про деньги. Деньги вторичны. На первом месте - качество обучения детей в школе», - подчеркнул Валерий Фадеев. 

Он также обратил внимание на проблему с обеспечением школьников компьютерной техникой.

«В условиях удаленки приходится покупать компьютеры. Компьютеры недешевые. Как мне говорят специалисты, компьютер, который может нормально «тянуть» интернет для уроков, разных презентаций, стоит 30-40 тысяч рублей. Сегодня в России порядка трех миллионов школьников из малообеспеченных семей, это бедные семьи. А если в семье три школьника, где же взять сто тысяч рублей - это очень большие деньги», - отметил Фадеев. 

Затронул глава Совета и проблему стоимости интернет-трафика, которая составляет в разных регионах России примерно от 500 до 1,5 тысячи рублей в месяц с одного компьютера. Если взять в среднем одну тысячу на 10 миллионов школьников, которые находятся на удаленке, выйдет 10 миллиардов рублей в месяц. Если дистанционное обучение продлится три месяца, как это было весной, сумма увеличится до 30 миллиардов рублей.

«Почему считается возможным, что в этих экстраординарных условиях граждане вносят свой личный вклад в образование, а государство стоит в стороне? Мы говорим: «Давайте найдем способ обеспечить малообеспеченные, по крайней мере, бедные семьи компьютерами». А нам отвечают: «Нет, это большие деньги». Я отмечаю, что граждане же платят, заплатите и вы. Да, это несколько десятков миллиардов рублей, но для российского государства это не какие-то неподъемные деньги. Я считаю, что сложилась несправедливая ситуация, когда люди платят за компьютеры, за трафик, а государство говорит: «Это ваши проблемы». Что касается компьютеров, то Министерство просвещения РФ сообщило, что несколько десятков тысяч компьютеров с помощью благотворительных фондов было куплено и роздано в малообеспеченные семьи. А детей малообеспеченных три миллиона. Это крайне несправедливая ситуация, и здесь, мне кажется, очевидным образом нарушается 43-я статья Конституции о бесплатном общем образовании", - подчеркнул председатель СПЧ.