Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Игорь Борисов поддержал необходимость правового регулирования распространения агитации в Интернете

10 Февраля 2021

Сопредседатель мониторинговой группы СПЧ Игорь Борисов 10 февраля принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по контролю и регламенту, на котором обсуждались поправки ко второму чтению в проект Федерального закона о государственном регулировании агитации в информационно-телекоммуникационных сетях (проект № 1057336-7).

 

Вела заседание председатель Комитета Госдумы Ольга Савастьянова.    

 

Игорь Борисов в своем выступлении обратил внимание законодателей на необходимость пресечения противоправной деятельности не только в рамках законодательства о выборах, но и в смежных отраслях права, в том числе – при нарушении ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О связи» и др. 

 

Например, не исключил он, возможно распространение в глобальной сети данных избирателей (телефон, адрес), которые проголосовали/не проголосовали досрочно, или персональных данных членов УИК, которые якобы «подтасовывают» результаты. Также не исключено распространение информации с целью опорочить гражданина или совершения уголовно наказуемого деяния (запрещено п. 1 ст. 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Оперативно пресекать в Интернете подобные «избирательные технологии», запрещенные смежным законодательством, должна иметь возможность соответствующая избирательная комиссия.

 

Член СПЧ считает, что опасения, высказываемые отдельными политиками относительно нарушения законопроектом прав избирателей на агитацию, не обоснованы, а задержка с принятием законопроекта может привести к хаосу при организации выборов и ущемления избирательных прав наших граждан, гарантированных Конституцией.

 

«Согласно п.1 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» граждане РФ имеют право проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами, в том числе путем самостоятельного распространения агитационных материалов, не требующую финансирования. Данная норма подтверждена Конституционным Судом и ее никто не отменял. Но если допустить «свободу» агитации в Интернете для физических лиц, то (как это бывало с формированием избирательного фонда) в качестве физических лиц выступят заинтересованные акторы, нацеленные на политический результат, и избирательная кампания превратится в анархию, а не в свободный и осознанный выбор народа, - отметил правозащитник. - При этом для правоприменителя остается актуальным вопрос о размещении агитационных материалов физическими лицами с признаками предвыборной агитации в  Интернете, изготовление и размещение которых требует финансовых затрат. Поэтому будет необходимо подготовить соответствующие разъяснения о порядке размещения агитационных материалов без оплаты за счет средств избирательного фонда, а также, каким образом следует определять затраты на изготовление и размещение агитационных материалов в Интернете, как их оплачивать и маркировать. Отсутствие правовой определенности в данном вопросе и несоблюдение единообразного применения соответствующих положений закона может снизить доверие избирателей к выборам». 

 

Члены Комитета с рядом поправок рекомендовали законопроект к принятию во втором чтении, а Ольга Савастьянова запланировала провести «круглый стол» с участием представителей ЦИК РФ, политических партий, СМИ и правозащитников по вопросам реализации норм будущего закона.

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2021 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter