СПЧ разработал предложения по особенностям использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения

СПЧ разработал предложения, касающиеся использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Нормативный документ по данным вопросам должен быть подготовлен в рамках реализации Поручения Президента по итогам встречи с СПЧ, которое дано Правительству, срок реализации — до 30 апреля.

20 апреля 2020

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека разработал предложения, касающиеся использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Нормативный документ по данным вопросам должен быть подготовлен в рамках реализации Поручения Президента по итогам встречи с СПЧ 10 декабря 2019 года. Поручение дано Правительству Российской Федерации, срок реализации — до 30 апреля.

По мнению правозащитников, реализация этого поручения имеет особо важное значение для социально-экономического развития сельских территорий Российской Федерации, а также для обеспечения пожарной безопасности.

Совет уже много лет занимается темой лесов на сельхозземлях - в какой-то мере на протяжении всего последнего десятилетия (эти леса стали одними из самых проблемных при катастрофических ландшафтных пожарах в Средней полосе в 2010 году), и очень плотно с 2013 года. Президент тоже не впервые обращается к этой теме - Правительство получало от него поручения по этой теме в 2013 и 2018 годах. В результате в Лесном кодексе Российской Федерации появилась специальная статья 123 - "Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения". Но пока эта статья, к сожалению, не работает из-за отсутствия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации – «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». Это приводит к негативным последствия для собственников земельных участков (в виде регулярных штрафов) и самое главное – к росту угрозы распространения лесных пожаров, поскольку единственным выходом для собственников становится сжигание лесных насаждений.

Поскольку Совет более семи лет занимается данной проблемой, членами и экспертами Совета были подготовлены предложения основных положений указанного нормативного правового акта.

Глава СПЧ Валерий Фадеев сегодня направил в Правительство Российской Федерации разработанные членами и экспертами постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам  предложения с просьбой учесть их при подготовке нормативного акта.
 

Предлагаемые Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека основные положения Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
 

1. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении или пользовании сельскохозяйственных организаций (учтенных как таковые в лесохозяйственных регламентах лесничеств, а также лесов на землях сельскохозяйственного назначения, возраст древостоев которых по состоянию на 2020 год превышает 40 лет), осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Режим рубок в этих лесах соответствует предусмотренному Лесным кодексом Российской Федерации режиму рубок для защитных лесов. В случае, если земельные участки, на которых расположены эти леса, находятся в собственности физических и юридических лиц, на них не распространяются положения Лесного кодекса, касающиеся предоставления лесов в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

2. В случае, если лес не учтен в лесохозяйственном регламенте лесничества как находившийся ранее во владении или пользовании сельскохозяйственной организации, и если возраст древостоя по состоянию на 2020 год не превышает 40 лет, правообладатель занятого им участка может вернуть его в сельскохозяйственный оборот, в том числе путем проведения культуртехнических мероприятий по расчистке от древесно-кустарниковой растительности в соответствии с федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ "О мелиорации земель", или использовать участок для лесоводства с соблюдением настоящих Особенностей.

3. Правообладатель занятого лесом участка земель сельскохозяйственного назначения обязан соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607.

4. Правообладатель занятого лесом участка земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать участок для заготовки древесины. Сделки, совершаемые с заготовленной на таком участке древесиной, должны регистрироваться в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. При транспортировке древесины по дорогам общего пользования должен заполняться сопроводительный документ на транспортировку древесины в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2014 года № 571.

5. За исключением случаев возвращения земель в сельскохозяйственный оборот, а также расчистки участков под объекты, строительство которых на землях сельскохозяйственного назначения допускается в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", сплошные рубки в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускаются только при условии их воспроизводства.

6. В случае, если земельный участок или его часть располагаются в границах лесопаркового зеленого пояса, или на расстоянии до 1 км от границы населенного пункта или садового товарищества, общая площадь сплошных рубок за десятилетие не может составлять более 1/4 от общей площади лесов в границах этого земельного участка или его соответствующей части. Это требование не распространяется на земельные участки площадью менее 5 гектаров, а также на случаи ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

7. Для лесов, расположенных на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью менее 5 гектаров, нормативы ширины и площади сплошных рубок не устанавливаются. В остальных случаях предельная площадь лесосек составляет 10 гектаров. Примыкание лесосек по сторонам допускается только после формирования на более ранней лесосеке возобновления хозяйственно ценных пород деревьев в количестве не менее двух тысяч жизнеспособных экземпляров на гектар, но не ранее, чем через два года.

8. Правовой статус лесов, отнесенных к мелиоративным защитным лесным насаждениям, определяется федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации".