акон есть, а толку от него немного — так многие чиновники отзываются о законе "Об основах общественного контроля". Чтобы хоть как-то реанимировать его, в президентском Cовете по правам человека решили создать должности общественных инспекторов. Лайф проанализировал предлагаемые поправки, чтобы понять, насколько эффективным будут "народные контролёры" и найдётся ли им место в сложившейся системе государственных институтов.
"Общественный контроль — убит" — об этом постоянно твердят члены президентского Совета по правам человека. Причём убит, несмотря на действующий федеральный закон "Об общественном контроле", который несколько лет назад готовили эти же правозащитники. Документ всё-таки не выдержал критики: не работает "в полном объёме", говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, поясняя, что в законе необходимо прописать санкции для должностных лиц за его нарушение. Глава СПЧ Михаил Федотов признавался: закон действует, но там "нужно кое-что дополнять, в частности, там есть одна маленькая статья о самых низовых структурах общественного контроля — это общественные инспекции и группы общественного контроля".
— У нас это работать не может, потому что нет законодательной базы, одна маленькая статья ничего не может решить, — говорил Федотов.
В распоряжении Лайфа оказался законопроект "Об общественном контроле" в новой редакции, подготовленной правозащитниками. В конце недели (22 декабря) члены СПЧ вместе с чиновниками, экспертами и представителями НКО планируют обсудить и утвердить эти предложения, которые, кстати, теперь подводятся под конституционную правовую базу, что поможет выстроить концепцию правового регулирования в данной сфере. Одновременно права россиян на участие в общественном контроле согласуют с аналогичным правом на участие в управлении делами государства.
На страже общественных интересов
Первое, что, по сути, хотят изменить правозащитники, — ввести в закон новое понятие "общественные интересы", а также дать ему полноценное определение и уточнить правовое содержание. Для этого в закон предлагается добавить новые статьи. Согласно изменениям, общественный контроль будет определяться как деятельность, соответствующая общественным интересам, нацеленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией благ и ценностей. При этом общественный контроль вне политики, за исключением тех случаев, когда он осуществляется партиями или теми объединениями, которые преследуют политические цели.
Государственные органы и коммерческие организации будут обязывать учитывать результаты проверок "народных инспекторов". Государству же придётся оказывать содействие общественному контролю, в том числе и путём предоставления субсидий и грантов.
Кстати, на субсидии и гранты смогут претендовать как правозащитник, так и простые россияне: в законе расширили перечень структур, которые могут заниматься общественным контролем. Среди них: граждане России в индивидуальном порядке, объединения граждан, консультативные органы при Президенте РФ (речь идет о президентских советах. — Прим. ред.), экспертно-консультативные органы при правительстве, палатах Федерального Собрания, органах судебной власти и прокуратуры. Кроме того, контроль вверят общественным наблюдательным комиссиям и общественным инспекциям, группам общественного контроля и иным структурам общественного контроля.
По следам советских народных контролёров
Говоря о контроле, СПЧ предлагает создать специальные группы, практически по аналогии с теми, которые были в советские годы еще 34 года назад. Они смогут помогать следить за выполнением законодательства, защищать права свободы человека и гражданина, учитывать общественные интересы, права, а также законные интересы объединений граждан в деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций , иных органов и организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
При этом так называемые народные контролёры будут создаваться по инициативе самих заинтересованных людей либо объединений с использованием специального интернет ресурса — сайта, аналогичного порталу Госуслуг.
Проверять контролёры смогут чиновников различного уровня, государственные и муниципальные организации и иные органы, у которых есть государственные и публичные полномочия. Но только по тематике, которая имеет общественную значимость и (или) представляет угрозу общественным интересам.