Сергей Кривенко: Проблема не в боеготовности армии, а в неприятии сути проводимой военной реформы. "Гражданин и Армия"

23 ноября 2012
Проблема не в боеготовности армии, а в неприятии сути проводимой военной реформы

Заявление председателя комитета Госдумы по обороне РФ Владимира Комоедова от 22 ноября 2012 года о том, что «сокращение службы до одного года было политическим решением и это плохо влияет на боеготовность армии» отдает лукавством. Политик такого уровня не может не знать о сложной истории преобразований Вооруженных сил России последнего десятилетия.

Сокращение срока службы по призыву с двух лет до одного года было намечено в 2003 году и увязано с реализацией федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы. Решением Правительства министерству обороны было поручено перевести почти половину воинских частей в категорию постоянной боевой готовности, укомплектовав их исключительно контрактниками. При этом военная служба по призыву должна была изменить свой смысл и характер – с 2008 года военнослужащий по призыву должен был занят только освоением военно-учетной специальности. Именно поэтому и произошло двукратное сокращение срока военной службы по призыву. А обеспечение внешней безопасности страны должны были взять на себя контрактники.

Выполнение этой программы могло стать одним из важнейших этапов реформирования вооруженных сил. Однако ее реализация была провалена министерством обороны. И хотя срок военной службы по призыву был сокращен, никакого изменения сути службы по призыву не произошло. Военнослужащих по призыву также как и раньше направляли для прохождения службы в реальные воинские части.

За год службы профессионалом не станешь, тем более при сохранении принудительного призыва. Срок службы в реальных воинских частях должен составлять около трех лет. И ключевой вопрос, - кто будет в них служить – контрактник, сознательно выбравший военную службу, или срочник, принудительно призванный в армию.

Руководство страны демонстрирует в данном вопросе здравый смысл и понимание реальности, выбрав курс на строительство армии, которая должна комплектоваться по добровольному принципу. В прошлом году министерству обороны была поставлена задача по доведению корпуса контрактников на должностях рядового и младшего командного состава до 425000 к 2016 году. Весной текущего года сформулировано требование к 2018 году в российской армии должно остаться не более 15 процентов солдат-срочников. Из провала программы 2004-2007 гг. извлечены уроки. Разработана новая процедура по отбору военнослужащих по контракту.

В связи с тем, что набор на контракт требует времени, в настоящее время численность вооруженных сил на четверть меньше запланированной цифры в один миллион военнослужащих. Но каких-либо серьезных проблем или опасности такая ситуация не несет. Данный недокомплект – явление временное, его необходимо закрывать, наращивая численность военнослужащих по контракту – в соответствии с принятыми решениями.

В сложившейся ситуации опасность как раз исходит от недопонимания отдельными политиками и государственными деятелями сути проводимой реформы. Ведь предложения об увеличении срока службы по призыву, количества призывников, повышение призывного возраста, превращение военкоматов в комендатуры и т.п. противоречат целям военной реформы, такие предложения направлены на сохранение призывной армии, со всеми ее неизбывными проблемами.

Надо понимать, что в случае регресса в данном вопросе, мы уже не ограничимся увеличением срока службы по призыву до полутора лет. При провале военной реформы в условиях демографической ямы срок службы по призыву потребуется увеличить до трех лет, что в современных условиях, несомненно, приведет к увеличению напряженности со стороны населения и обострению противостояния общества и армии. Кроме того, в самих воинских частях обострятся старые армейские проблемы, связанные с нарушением прав и безопасности военнослужащих: возрастет грубое насилие старших по званию или по сроку службы военнослужащих над младшими, приводящее к гибели, самоубийствам, многомесячному пребыванию в госпиталях, побегам, увеличится количество несчастных случаев и т.п.

Современная международная ситуация с точки зрения внешней безопасности очень благоприятна для нас. У России сегодня нет внешних врагов, это недавно четко сформулировал министр иностранных дел России. Такую ситуацию просто необходимо использовать для коренного преобразования вооруженных сил, направленного на то, чтобы служба в армии была безопасна в первую очередь для самих военнослужащих, и по-настоящему уважаема в обществе. А необходимое условие для этого - создание контрактной армии.

Сергей Кривенко, директор Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право", член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека