Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Кубанский интернет-канал лишен регистрации после материала о точечной застройке

22 Июня 2018

Признание свидетельства о регистрации телепрограммы «Советская Кубань» недействительным связано с анонсированной редакцией серией расследований о передаче судами муниципальной земли под частную застройку, заявил учредитель и главный редактор «Советской Кубани».

Об иске Роскомнадзора и состоявшемся заседании суда учредитель и главный редактор «Советской Кубани» Вячеслав Потапов узнал спустя неделю после заседания, 20 июня. «Вчера утром обнаружил в домашнем почтовом ящике решение суда. Спасибо, что судья хотя бы прислал мне решение вовремя и есть 15 дней, чтобы его обжаловать», - заявил Потапов корреспонденту «Кавказского узла».

Административный иск Роскомнадзора к учредителю телепрограммы «Советская Кубань» Советский районный суд Краснодара рассмотрел 13 июня. «Советская Кубань» не «выходит в свет больше года», в связи с чем свидетельство о регистрации СМИ должно быть признано недействительным, указано в иске Роскомнадзора. Врио руководителя Роскомнадзора по ЮФО М.Вовк просил суд рассмотреть иск в упрощенном порядке без присутствия представителя, ответчик в суд не явился, говорится в решении суда. Требования Роскомнадзора судья удовлетворил.

По словам Потапова, в материалах дела есть почтовые уведомления из Советского суда с датой и временем судебного заседания, направленные на его адрес и адрес краевого управления Роскомнадзора. Согласно этим материалам, оба уведомления получила по доверенности гражданка Пышкина. Как утверждает Потапов, женщину с такой фамилией он не знает и доверенности ей не выдавал. Оригинала доверенности Пышкина судье не предъявляла, отметил он.

Главный редактор "Советской Кубани" Вячеслав Потапов в прошлом был сотрудником департамента внутренней политики администрации Краснодарского края. В мае и июне он комментировал для "Кавказского узла" деятельность "Отрядов Путина" на Кубани.

В документах, предоставленных суду, сотрудники Роскомнадзора указали недостоверные данные о местонахождении редакции СМИ и о времени «невыхода в свет», заявил Вячеслав Потапов. По его словам, «Советская Кубань» после регистрации в 2002 году уведомляла Роскомнадзор об изменении адреса, по которому с 2008 года и проводились проверки. Это подтверждается письмами и приказами ведомства, отметил Потапов. 

По результатам проверки в 2011 году Роскомнадзор уже судился с «Советской Кубанью», пытаясь оспорить право редакции распространять выпуски в интернете. "Они считали, что СМИ, зарегистрированное на уровне субъекта с территорией распространения Краснодарский край, не может распространять продукцию в интернете, так как она доступна на всей территории России и зарубежных стран. По их мнению, мы нарушали закон и должны были пройти перерегистрацию. Решением того же Советского райсуда в удовлетворении иска РКН было отказано", - написал Потапов 20 июня на своей странице в Facebook.

В решении суда от 13 июня задокументированы адреса сайтов, [через которые] распространяется продукция телепрограммы «Советская Кубань», отметил Потапов. Роскомнадзор в иске указывал, что «Советская Кубань» не направляла в Гостелерадиофонд РФ обязательные экземпляры телепрограммы, однако для СМИ, которые распространяют свою продукцию в интернете, данная норма не действует.

«Но Роскомнадзор и суд этого не знают. Последний материал "Советской Кубани" вышел 15 апреля 2018 года, в нем анонсируется подготовка материала о том, как [один из районных судов] своими решениями разбазаривает государственную землю», - сообщил Потапов. Он добавил, что редакция готовила следующий материал, планируя опубликовать ответы надзорных и правоохранительных органов на журналистские запросы.

Последний опубликованный "Советской Кубанью" видеосюжет посвящен массовой точечной застройке жилыми многоэтажками одного из микрорайонов Краснодара. Точечная застройка ведется вопреки генплану города и обещаниям местных властей, говорится в описании к видеосюжету на YouTube.

Поводом для иска стала жалоба пенсионерки

Знакомясь сегодня с материалами административного дела, Потапов обнаружил жалобу пенсионерки, ветерана труда, на основании которой Роскомнадзор обратился в суд. Пенсионерка пожаловалась, что телепрограмма «Советская Кубань», в которой «поднимаются важные проблемы Краснодарского края», доступна только в интернете, а в телевизионном эфире ее нет.

«Я не всегда имею возможность смотреть программу в интернете, это довольно дорого. Прошу вас обязать владельцев программы распространять ее в телеэфире», - говорится в заявлении пенсионерки, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

В том же заявлении пенсионерка потребовала, чтобы материалы «Советской Кубани», имеющие возрастной ценз +18, распространялись только в ночное время, с 23 до 04 часов. «Советская Кубань» никогда не регистрировалась в качестве телеканала - программа имеет лицензию электронного СМИ и имеет право выходить в сети интернет, отметил Потапов.

«Нас легко найти в любом поисковике. Роскомнадзор нас не видит, при этом замруководителя, с которым я разговаривал, сказал, что он нас читает и не понимает, как так получилось», - сообщил Потапов корреспонденту "Кавказского узла". 

Действия Роскомнадзора главред «Советской Кубани» связывает с публикациями, посвященными передаче муниципальных земель в частные руки на основании решений судов. Материалы об этом были опубликованы на сайте программы и сайте «За Краснодар», учредителем которого также является Потапов. В публикациях, по его словам, содержится критика работы губернатора Вениамина Кондратьева.

«Но основная масса претензий не к администрации города и края, а к судебной и правоохранительной системе. Я думаю, что у некоторых людей был мотив препятствовать законной деятельности журналиста», - сказал Потапов.

Один из последних материалов «Советской Кубани» рассказывает о том, как в одном из микрорайонов муниципальные участки, зарезервированные под школы, суд передал частным лицам, которые предъявили свои права на земельные паи, находящиеся в другой части города, утверждает он. «Судьи принимают решения за муниципалитет -  как изменить генплан, как изменить землепользование, какие установить территориальные зоны. Суд не должен подменять органы государственной и муниципальной власти, однако это происходит», - сказал Потапов.

Потапов отметил, что намерен обжаловать решение Советского районного суда в коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда и обратиться с заявлениями в правоохранительные органы. Редакция уже обратилась за поддержкой в СПЧ, отметил он.

Председатель Союза журналистов Кубани Диана Горбань узнала о решении Советского районного суда из публикации Потапова в Facebook. По словам Горбань, она еще не вникала в ситуацию и не определилась, будет ли поддерживать Потапова. 

«Нужно ознакомиться с решением суда, пока [мы] его не нашли среди официально опубликованных решений. Нужно вникнуть, прежде чем реагировать. Есть мнение Потапова, но и есть еще и мнение суда», - сказала Горбань корреспонденту «Кавказского узла»

Витишко: Потапов всегда поддерживал оппозицию

Эколог, глава регионального отделения "Яблока" Евгений Витишко возмущен решением суда и планирует помогать Потапову в борьбе за сохранение СМИ.

«Потапов всегда поддерживал оппозицию. Как бы его ни обвиняли в ангажированности к Ткачеву, я этого не заметил. «Советская Кубань» всегда писала на острые темы, независимо от политики. Это были абсолютно нейтральные журналистские репортажи, без перекоса в какую-то сторону», - сказал Витишко корреспонденту «Кавказского узла».

Вместе с тем Витишко отметил, что «Советская Кубань» не была высокорейтинговым СМИ и вряд ли могла кому-то серьезно мешать. «Я не понимаю, для чего это преследование, зачем закрывать сайт. Потапов может легко оставаться просто блогером и делать все то же самое, что он делал. Как блогер он более читаемый», - считает Витишко.

Журналист: у "Советской Кубани" были влиятельные недоброжелатели

«Советской Кубани» уже 15 лет, некоторое время назад у проекта было свое время в эфире муниципального канала, отметила известный краснодарский журналист, бывший главред «Живой Кубани» и «МК на Кубани» Нина Шилоносова.

«Программа всегда была одиозной, она не нравилась то одним группам влияния, то другим. В последние годы видеоматериалы размещаются на YouTube. Учредитель и главред Вячеслав Потапов очень активен в соцсетях, туда он выкладывает наиболее громкие записи. В записях в Twitter у него стоят хештеги Кремля и правительства», - рассказала Шилоносова корреспонденту «Кавказского узла».

У «Советской Кубани» есть серьезное отличие от других СМИ - при подготовке материалов главред Потапов всегда опирается на документы, отметила она.

«Как настоящее СМИ требует ответа на публикации, добивается наказания для чиновников за их игнорирование. На Кубани таких изданий единицы. Часто в его публикациях видится чей-то интерес, но пусть хоть так общество узнает то, что от него скрывают, потому что видеть тонны одинаковых релизов пресс-службы губернатора невыносимо», - сообщила Шилоносова.

Журналист добавила, что сталкивалась с деятельностью местных сотрудников Роскомнадзора, будучи главным редактором «Живой Кубани». «На «Живую Кубань» подавала в суд прокуратура, по этому поводу я ездила на форум Союза журналистов, чтобы пообщаться с тогдашним руководителем Роскомнадзора», - добавила Шилоносова.
 

Источник: Кавказский узел

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter