"Ответ на "акт Магнитского" должен быть адекватным, но я не могу понять, при чем здесь дети". "Коммерсатъ FM"

21 декабря 2012
Госдума запретила усыновление российских сирот американцами. "За" проголосовали 420 депутатов, против восемь, один воздержался. Уже на следующей неделе закон рассмотрит Совет федерации. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов обсудил ситуацию с ведущей Дарьей Полыгаевой.

— Вы уже заявили в одном из интервью, что этот проект противоречит Конституции. В чем противоречие?

— Там есть целый ряд проблем, связанных с этим законопроектом. Я позволю себе остановиться только на одной теме, связанной именно с запретом на усыновление. Я не буду трогать даже вопросы чисто этические, даже не буду обсуждать тему того, что у нас вопрос о судьбах детей оказывается предметом, так сказать, международных отношений, и, по-моему, это неправильно.

Но даже не будем об этом говорить, возьмем чисто юридический вопрос. Проблема заключается в том, что вопросы защиты материнства, детства, отцовства, а также вопросы семейного законодательства относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, этот проект сначала должен быть рассмотрен в законодательных собраниях субъектов федерации, только после этого он может рассматриваться в Государственной думе. Поэтому здесь просто есть такое чисто формальное противоречие. Но оно очень существенное. И если сейчас Совет федерации обратит на это внимание, это будет абсолютно правильно.

— Если не обратит, это означает, что в России будет принят антиконституционный закон?

— У нас бывают законы, которые содержат нормы, противоречащие Конституции, потом это устанавливает Конституционный суд. Это тоже бывает, для этого Конституционный суд и существует.

— Какие возможности это дает Совету по правам человека? Может быть, вы будете обращаться в Конституционный суд?

— Нет. Совет по правам человека не может обращаться в Конституционный суд. Это не предусмотрено ни Конституцией, ни федеральным конституционным законом о Конституционном суде. То, что туда не будут обращаться депутаты, я тоже понимаю, потому что раз они проголосовали за этот закон, значит, они его поддерживают. Но, тем не менее, эта проблема существует. Это проблема того, что этот закон по порядку своего принятия может оказаться противоречащим Конституции.

— Вы будете еще какие-то действия предпринимать? Вы уже обращались к Госдуме, к президенту, что дальше?

— Да, безусловно. Пока что обращались только в Государственную думу и только с заявлением Совета, оно было, в первую очередь, эмоциональным, а вовсе не юридическим. А сейчас мы подготовим просто экспертное заключение по юридической стороне этого законопроекта. Нас очень волнует в этом законопроекте именно вопрос о детском усыновлении. Мы считаем, что мы не имеем права допускать такую ошибку.

— Господин Федотов, а с чем вы в общем связываете такое скорое решение Государственной думы? Совет федерации заявил, что уже на следующей неделе, очевидно, примет этот законопроект. С чем связана такая быстрая процедура?

— Я думаю, что здесь как раз все понятно. Это должен быть ответ Российской Федерации на недружественный шаг со стороны Соединенных Штатов Америки, со стороны американского Конгресса.

— Но почему ответ такой резкий?

— Ответ должен быть адекватным. Но причем здесь дети, этого я понять не могу.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/2096698