Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Сергей Караганов: «Защита прав человека — дело святое и необходимое»

  • 05 Декабря 2018

ИНТЕРВЬЮ ИЗ КНИГИ "СПЧ: ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО"

 

Сергей Александрович Караганов (родился в 1952 году в Москве) — российский ученый-международник. Окончил экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, стажировался в постоянном представительстве СССР при ООН. Работал в Институте США и Канады Академии наук СССР.

Один из основателей и заместитель директора Института Европы Российской академии наук с 1989 по 2010 год. С 2006 года — декан факультета мировой экономики и мировой политики ФГАУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”». С 1992 года — один из основателей, заместитель председателя президиума, председатель, почетный председатель Совета по внешней и оборонной политике. В 1993–1998 годах — член Президентского совета РФ. С 1991-го — член Научного совета при МИД РФ. С 1993 года — член Научно-консультативного совета при Совете Безопасности РФ. В 2001–2011 годах — советник заместителя руководителя Администрации Президента РФ по внешней политике.

Основные направления научной деятельности — внешняя и оборонная политика России, безопасность и экономические аспекты взаимодействия России и Европы, отношения России с Азией. С 2004 года — член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, с 2011 года — председатель Постоянной комиссии по исторической памяти. Член руководящих органов Фонда Памяти, ряда других профессиональных, научных и филантропических организаций.

Доктор исторических наук. Автор более 20 монографий и 500 статей. Основатель и председатель редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике». В середине 90-х газетой New York Times (США) был назван одним из двенадцати крупнейших специалистов по международной политике. В середине 2000-х — по версии ведущих аналитических журналов Foreign Policy (США) и The Prospect (Великобритания) — вошел в список 100 самых влиятельных интеллектуалов мира.

 



Ред. Сергей Александрович, какими путями вы пришли к движению по защите прав человека?

С.К. Во второй половине 80-х годов я участвовал во многих действиях по развитию у нас в стране института защиты прав человека. В конце 80-х был членом Сахаровского комитета. Многим инициативам содействовал и тематику эту знал хорошо.

Ред. С Андреем Дмитриевичем Сахаровым вам довелось пообщаться?

С.К. Довелось, хотя и немного. Я тесно общался с окружением Андрея Дмитриевича, но уже после его ухода. Участвовал во многих правозащитных мероприятиях 80-х и начала 90-х годов, разрабатывал программы, готовил конференции.

Ред. Вы были членом какой-то правозащитной организации, какого-то общества?

С.К. Я знал почти всех в этой сфере, считал, что защита прав человека — дело святое и необходимое, особенно в России с ее историей, хотя формально оставался вне правозащитного движения. Просто считал, что надо помогать движению. В концепции прав человека заложена защита их законом, особенно важная в наших условиях, когда общество еще не создало развитой демократии. Я знал и о Комиссии во главе с С.А. Ковалёвым, участвовал в каких-то мероприятиях, хотя был там не совсем «своим» человеком, на меня смотрели с опаской.

Ред. Когда вы попали в Комиссию по правам человека?

С.К. Когда ее (теперь это Совет) возглавила Элла Александровна Памфилова. У нас были добрые отношения. Когда она позвонила мне, я спросил ее, кто еще будет в этом органе работать. Она перечислила мне этих людей, и состав мне понравился.

Ред. Ваш участок работы сразу определился?

С.К. Сначала был руководителем Постоянной комиссии по защите прав военнослужащих, помогал нашим активистам, мирил их. Но меня давно занимало восстановление исторической памяти — этот вопрос соприкасается с коренными проблемами российского общества. Я глубоко убежден, что общество, которое не похоронило своих мертвых, морально не может надеяться на будущее. Ведь при прежнем режиме погибли миллионы. Во второй половине 2000-х годов вопрос удалось протолкнуть.

____________________________________________________

Позиция

«Нужно восстанавливать истинную российскую идентичность, самоуважение, без которых невозможно движение вперед. Моисей водил народ по пустыне 40 лет, мы уже прошли 20, сейчас мы отмечаем эти 20 лет. Если мы растратим и следующие 20 лет, можем из пустыни не выйти.

И последнее. Понимаю, что вызову неприятные эмоции, подрывающие привлекательность проекта. Но любые усилия по восстановлению общественной морали, самоуважения обесцениваются деморализующим общество и дискредитирующим власть процессом Ходорковского. Невозможно не верить, что этот процесс не носит политического характера, даже если он такого характера не носит. Если невозможно оправдать — помилуйте».

Из выступления С.А. Караганова на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с Советом по развитию гражданского общества и правам человека, Екатеринбург, 1 февраля 2011 года

____________________________________________________


Ред. С чего начались подвижки?

С.К. Наверное, после визита президента Путина в Польшу, когда он преклонил колени перед памятником жертвам Катыни и сказал, что это наше общее горе и общая память. Мне стало понятно, что дальше ждать нечего, надо ставить кресты и своим жертвам. Внутри Совета началась разработка программы, мы тесно консультировались с узником совести советских времен Арсением Рогинским и его великим Обществом “Мемориал”. Программа была представлена обществу и руководству страны, но дебаты продолжались. Концепции тогда были разные, это сейчас большинство течений в рамках движения исторической памяти сблизились.

Ред. А кто с кем боролся?

С.К. Люди церкви не очень хотели до поры сотрудничать с «Мемориалом». Было и недоверие к церкви у либеральных правозащитников. Существовало непонимание по вопросу, кто от кого больше пострадал. Рабочей группе в рамках Совета удалось объединить почти всех сторонников восстановления памяти жертв политических репрессий. Но многие в обществе восприняли программу в штыки, началась вакханалия, если не травля, со стороны части СМИ. К тому же многим бюрократам сильно не хотелось поднимать эту проблему. Но мы выдержали, а вакханалию использовали для популяризации наших идей.

Я горд, что сама эта проблема, в том числе и благодаря нашей работе, стала частью национального самосознания. Множество споров возникало — вопросы ведь обсуждались очень болезненные. Во многих случаях не было крупных разногласий по существу. Кто-то по инерции не хотел отказываться от старых позиций, у кого-то проявлялись личные амбиции, кто-то боялся «раскачивать лодку». Но я старался мирить их, и компромиссы находились.

Удалось, конечно, далеко не все. Ведь речь идет не только о жертвах сталинского режима. До недавнего времени не было ни одного памятника, посвященного Первой мировой войне. В то же время в Восточной Европе есть памятники русским воинам времен Первой мировой, и они ухожены. До сих пор нет общего подхода к гражданской войне, нет памятника ее жертвам.

Сейчас в разных регионах созданы музеи памяти жертв политических репрессий, мы сделали сайты, связывающие всех заинтересованных людей, многие из которых действовали ранее разрозненно. Особенно я бы отметил организующее начало сайта http://istpamyat.ru. Произошли изменения и в отношении чиновничества к этому вопросу. На этом направлении, что важно, работает много молодых людей. Мы их сначала консультировали, теперь они действуют сами. Уже без нас запущена прекрасная инициатива «Последний адрес». Открыт в новом прекрасном здании государственный музей истории ГУЛАГа, который был основан в Москве в 2001 году историком и писателем Антоном Антоновым-Овсеенко, который сам прошел через сталинские лагеря как сын врага народа. За годы работы постоянно пополнявшейся экспозиции Музею стало тесно в маленьких залах здания на Петровке, поэтому в 2014 году для Музея началась перестройка нежилого здания в 1-м Самотечном переулке. Новый Музей открыт и работает.

Но сделано все-таки еще немного. Я был во многих краеведческих музеях, там есть забавные экспозиции. В иных XX век целиком укладывается в лозунг «Вся власть Советам!» и одновременно «Вся власть Учредительному Собранию!». В музее одного из сибирских городов висит картина «Партизаны ведут бандитов», а изображено там, как красноармейцы ведут мужика, видимо, старообрядца, и офицера. В некоторых музеях вообще не знают, как относиться к истории XIX века, ведь там были «эксплуататорские классы»! Разве можно говорить об успехах купцов и промышленников?! Хотелось бы наконец получить «бесшовную» историю, а то иногда наблюдается такой пунктир: Петр Первый — Великая Отечественная война — выборы губернатора.

Это вопрос идентичности России, самосознанию россиян нужна большая воспитательная и самовоспитательная работа, чтобы создать основу для позитивного будущего. Хорошо, что в руководстве страны это понимают. В результате разговора Владимира Путина с Натальей Солженицыной «Архипелаг ГУЛАГ» в сокращенном виде представлен в школьной программе. Молодой человек должен понять, что история у нас была и великая, и страшная. Последнее морально тяжело признать, это нельзя форсировать, но и медлить не стоит.

Я рад, что по нашей инициативе Владимиром Путиным было принято решение о строительстве в Москве общенационального памятника жертвам политических репрессий. Этот грандиозный памятник был открыт в 2017 году.



Документ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Один из главных вопросов повестки дня Вашей екатеринбургской встречи с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 1 февраля 2011 г. – обсуждение проекта «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении».

Данный проект преследует следующие цели:

– модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима, содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну, с главным акцентом не на обвинении палачей, а на почтении к жертвам гражданской войны, развязанной в 1917 г. и длившейся фактически до 1991 г.;

– обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения. Если даже только часть предлагаемой программы – установка памятников жертвам тоталитаризма и создание музейно-мемориальных комплексов в Москве и Санкт-Петербурге будет осуществлена – уже одно это повысит морально-политический авторитет  руководства страны;

– укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» -  через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер. Но при этом она должна быть инициирована Россией, как наиболее пострадавшей из стран, переживших тоталитаризм;

– укрепление международного престижа страны. Осуждение Президентом России тоталитарного режима, преклонение колен Премьер-министром перед Катынским крестом уже сыграли очевидную позитивную роль. Признав, что вся Россия – самая большая жертва тоталитаризма, начав по собственной воле, без внешнего давления, оказывать знаки уважения жертвам тоталитарного режима, страна может значительно укрепить уважение к себе со стороны всех нормальных людей и народов.

Возможные издержки от осуществления этой программы можно с лихвой компенсировать обращением к лучшему, что было в российской истории. Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917 г., что мы страна не Ленина и Сталина, а страна Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова…

Совет просит Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать данную инициативу и дать старт его реализации как общенационального государственно-общественного проекта.

Из письма председателя Совета Михаила Федотова Президенту РФ Дмитрию Медведеву, 1 февраля 2011 года



Ред. Чем сейчас вы заняты в Совете?

С.К. Мы подготовили и через сложнейшие бюрократические тернии провели Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Она утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 года № 1561-р. Ее ключевая фраза: «Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории». Теперь создана президентская рабочая группа, включающая и представителей государственной власти, она регулярно заседает, принимает и отслеживает претворение в жизнь решений, конкретизирующих концепцию. Создан фонд для сбора личных пожертвований на строительство памятника жертвам репрессий – Фонд Памяти. При этом ключевые средства выделило государство в лице правительства Москвы. 

____________________________________________________

Документ

«1. Развитие Российской Федерации на современном этапе требует повышенного внимания общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, совершенствование общественных отношений, восстановление исторической памяти народа, российской идентичности.  В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом широкого согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей и смыслов, включая вопросы увековечения памяти жертв политических репрессий.

<…>

3. Настоящая Концепция нацелена на формирование высокого уровня осмысления подлинной истории Отечества, включая ее героические и трагические страницы, на укоренение традиций нетерпимости к преступлениям против собственного народа и одновременно безусловного уважения к памяти безвинно пострадавших граждан страны, укрепление в общественном сознании стереотипов добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, направленной на развитие России как современного демократического правового государства, устремленного в будущее, помнящего и уважающего свое прошлое.

<…>

11. Россия не может в полной мере стать правовым государством,   эффективно развиваться, россияне - уважать себя, не похоронив павших, не увековечив память многих миллионов своих сыновей и дочерей, ставших в прошлом, тяжком для нас веке жертвами политических репрессий. Важным является осознание трагического опыта, который был пережит страной,  когда произошел разрыв   традиций, утрата преемственности культурного опыта, разрушение межпоколенческих связей, традиционных нравственных и этических норм.

12. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, страна пережила целый ряд иных масштабных трагедий, последствия которых ощущаются и требуют сознательных усилий по преодолению и сейчас:

  • гонения и уничтожение представителей религиозных конфессий;
  • послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация (и, часто, физическое уничтожение) тех представителей дореволюционной элиты, кто остался в России;
  • коллективизация, повлекшая за собой огромные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны, нравственных устоев народа на протяжении веков;
  • связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей;
  • специальные операции по репрессированию во внесудебном порядке (направление в исправительно-трудовые лагеря и уничтожение) более миллиона граждан;
  • создание широкомасштабной системы принудительного труда (ГУЛАГ);
  • насильственные депортации народов.

<…>

17. Мероприятия по реализации государственной политики осуществляются по следующим основным  направлениям:

  • музейно-мемориальное;
  • информационно-просветительское;
  • научно-архивное;
  • образовательное и воспитательное;
  • организационно-методическое.

18. Приоритетами государственной политики в сфере расширения музейной  деятельности  и  мемориализации  мест памяти  являются:

  • создание в Москве общенационального памятника жертвам политических репрессий и музейно-мемориального комплекса общенационального значения;
  • формирование общероссийской инфраструктуры объектов, связанных с увековечением памяти жертв политических репрессий,   включая создание и развитие  музейно-мемориальных комплексов общенационального  значения в Москве,  Санкт-Петербурге, Пермском крае, Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном округе;
  • привлечение специалистов и широких слоев населения, включая молодежь, к участию в поисковых работах, сборе информации и артефактов,  связанных с историей политических репрессий;
  • расширение охвата различных целевых аудиторий, внедрение  новых,  в том числе мобильных, форм работы учреждений музейной и библиотечных  систем;  
  • создание (или поддержка деятельности) региональных мемориально-музейных комплексов;
  • создание экспозиций по теме «История политических репрессий» в муниципальных краеведческих музеях;
  • проведение работ по мемориализации  и  благоустройству особо значимых мест массовых захоронений жертв политических репрессий;
  • проведение учета и паспортизации памятников, памятных знаков и мемориальных досок, посвященных жертвам террора или связанных с его историей, во всех регионах страны, включение этих объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения;
  •  осуществление мероприятий по сооружению памятных знаков, мемориальных досок на объектах труда и в местах жительства репрессированных, тюрьмах и других объектах, связанных с историей политических репрессий.

19. Мерами государственной политики по развитию информационно-просветительского направления, включая сферы культуры, массовых коммуникаций   и издательской деятельности, являются:

  •   создание единой базы данных жертв политических репрессий;
  •  создание информационного портала в сети Интернет,  посвященных памяти жертв политических репрессий;
  • распространение в электронных и печатных средствах массовой информации в качестве социальной рекламы материалов, связанных с увековечением памяти жертв политических репрессий;
  • создание и продвижение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, по тематике увековечения памяти жертв политических репрессий;
  • постоянное пополнение общедоступных библиотечных фондов литературой, посвященной увековечению памяти жертв политических репрессий.

20. Мерами государственной политики в сфере научно-архивной деятельности предусматривается:

  • развитие и поддержка деятельности Государственного архива Российской Федерации;
  • введение упрощенной процедуры по рассекречиванию документов, связанных с историей политических репрессий;
  • создание в региональных государственных архивах специализированного фонда документов и передача в него архивно-следственных дел, с момента заведения которых прошло более 75 лет;
  • перевод в электронную форму архивных материалов, находящихся на хранении в региональных архивах соответствующих ведомств и касающихся жертв политических репрессий, содержавшихся в ГУЛАГе, размещение этих материалов на официальных сайтах региональных архивов в открытом доступе;
  • проведение научно-исследовательских работ, научных конференций по тематике увековечения памяти жертв политических репрессий;
  • поддержка научно-издательских и просветительских  проектов, в т.ч. в целях научно-методического  обеспечения  образования по указанной тематике.

21. Мерами государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения по вопросам увековечения памяти жертв политических репрессий являются:

  • включение в общеобразовательные программы вопросов по приобщению молодого поколения к изучению сложных периодов в истории России, а также мероприятий по развитию ценностно-смысловой сферы личности;
  • разработка учебных курсов, включающих тематику увековечения памяти жертв политических репрессий, соответствующих образовательных программ,  экскурсионных маршрутов, учебных и методических пособий;
  • содействие приобретению и совершенствованию знаний по теме увековечения памяти жертв политических репрессий в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в сфере образования.

<…>

23. Меры по обеспечению необходимого уровня знаний и квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов включают:

  • распространение положительного опыта по реализации планов и проведению мероприятий в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий;
  • внедрение мер морального и материального поощрения образцового исполнения профессиональных обязанностей государственных и муниципальных служащих, общественно значимой деятельности граждан и организаций в сфере  увековечения памяти жертв политических репрессий;
  • разработка и реализация программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний по теме увековечения памяти жертв политических репрессий, в лекционной и консультационной работе по пропаганде соответствующих знаний;
  • разработка, внедрение и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, проведение устных и письменных консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов;
  • расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления деятельности по увековечения памяти жертв политических репрессий.

<…>

25. Для финансирования мероприятий в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий могут использоваться гранты, выделяемые государственными органами и органами местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством. Для реализации целей и задач государственной политики поощряется также использование средств юридических  лиц, частные пожертвования».

Из проекта Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, подготовленного Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в порядке реализации указания Президента Российской Федерации Владимира Путина от 29.07.2014 № Пр-1836.

______________________________________________________________

Ред. Кто все-таки мешает продвижению программы? Что это за тип людей, которым не нужна историческая память?

С.К. Есть, конечно, упертые сталинисты. Есть люди, которые страшатся заглянуть в самих себя, зная или подозревая, что их родные участвовали в страшных репрессиях. Погибли миллионы, но кто-то же загонял их в лагеря, убивал, потом часто погибал сам, их тоже были сотни тысяч. Многим просто не хочется заглядывать в эти страшные страницы истории, бередить душу, но, повторю, не похоронив достойно безвинно погибших, мы не сможем смело идти в будущее. Мы говорим, что каждую семью так или иначе затронула Великая Отечественная война, но то же можно сказать и о репрессиях, потери ведь сопоставимы. Их тоже миллионы.

А кто-то по сей день хотел бы мстить, хотел бы, чтобы палачей, а то и их родных, наказали. Это идет от Гражданской войны, от той страшной мясорубки. Выдвигаются и противоположные обвинения. Сейчас увековечиваем память генерала Деникина, а с него спрашивают: почему он проиграл? Ведь при царских генералах свергли царя, это элита допустила. Подозрительно порой относятся друг к другу и те, кто приходят к захоронениям Бутовского полигона и «Коммунарки». Мол, на одном лежат безвинные жертвы, простые люди, а на другом — руководящие коммунисты, они сами, прежде чем попасть под топор, многих погубили. Я считаю, что главное — преодолеть бреши в национальном сознании, не вешать все грехи на кого-то одного. Понять, что это наша общая трагедия, принять и пережить ее в себе, идти вперед. 

 

ИНТЕРВЬЮ ИЗ КНИГИ "СПЧ: ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО"

 

 

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter