Никитинский Леонид Васильевич

Обозреватель "Новой газеты"

Заявление комиссии СПЧ по свободе информации и правам журналистов в связи с поступающими угрозами возбуждения уголовных дел против журналистов по ст.ст. 207.1 и 207.2 УК РФ

Трагический и показательный случай в Ростове-на-Дону - не первый и не последний, когда в ответ на добросовестную работу журналистов чиновники обвиняют их в создании паники и отвечают угрозами, а то и действительным возбуждением уголовных дел.

29 октября 2020 1058 просмотров

В критической и требующей мгновенных решений ситуации, которая создалась в связи с новой волной эпидемии коронавируса, труднее всего приходится врачам и администрации лечебных учреждений, но нелегко и журналистам.

 

После сообщения СМИ о смерти ряда пациентов в городской больнице № 20 Ростова-на-Дону 11 октября в результате перебоев с поставкой кислорода администрация больницы, по сообщениям журналистов, поставила вопрос о возбуждении против них уголовного дела по ст. 207.1 УК РФ за распространение "под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан...". Губернатор области публично заявил, что верит администрации, а не журналистам, и уголовное дело не было возбуждено лишь в результате того, что часть врачей сразу же подтвердила версию о перебоях с кислородом. В настоящее время в Ростове рассматривается, по сообщениям СМИ, вопрос о возбуждении дела уже по этим фактам, причем врачи рассказали журналистам, что истории болезней были переданы следственным органам без последних записей о времени смерти пациентов.

 

К сожалению, этот трагический и показательный случай - не первый и не последний, когда в ответ на добросовестную работу журналистов чиновники обвиняют их в создании паники и отвечают угрозами, а то и действительным возбуждением уголовных дел. В связи с этим Комиссия СПЧ при Президенте РФ по свободе информации и правам журналистов полагает необходимым подтвердить позицию авторитетных журналистов и экспертов, которая была сформулирована еще в августе 2009 года. Тогда журналист Михаил Афанасьев из Абакана опубликовал обращение родственников погибших при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которые ошибочно полагали, что часть работников станции еще живы, но отрезаны водой, и их можно спасти. Против Афанасьева было возбуждено уголовное дело о клевете, но в результате выраженной сообществом позиции было прекращено - и мы считаем, что на этот прецедент надо ориентироваться и сегодня. В разъяснениях Верховного суда РФ от 30 апреля 2020 года "заведомо ложная информация" также трактуется как такая, о ложности которой ее распространителю было известно уже на момент распространения. Именно о заведомой ложности, а не о недостаточной проверке информации идет речь в новациях к Уголовному кодексу. 
 

Практика применения новых статей о "фейк-ньюс" еще не сформировалась, но попытки ее формирования нас настораживают. В ситуациях, когда обнародование информации может спасти жизни и здоровье людей, а времени и возможностей для ее полноценной проверки нет, незамедлительное придание информации гласности допустимо как с этической, так и с правовой точки зрения - считает комиссия СПЧ по свободе информации и правам журналистов. Желательно указать на предварительный характер информации, но не на ее источник, если передающий сведения, как это часто бывает, хочет сохранить свое имя в тайне. Мнение противоположной стороны (администрации) также желательно получить, но верить ему или нет в конкретной ситуации - должен решать журналист, который берет ответственность на себя. Опубликованная в таком порядке информация должна затем проверяться и в случае невозможности ее подтверждения опровергаться. Однако, применяя ст.ст. 207.1 и 207.2 УК РФ правоохранительные, а вслед за ними и судебные органы должны, на наш взгляд, всякий раз принимать во внимание тот факт, что журналист руководствуется профессиональным долгом и стремлением избежать более тяжких последствий, зная, что сокрытие общественно-значимых сведений является злоупотреблением правами журналиста (ст. 51 Закона о СМИ).

 

Задача пожарного на каланче - завидев дым, сразу звонить в колокол, а не спускаться, чтобы сначала проверить, не чья-то ли это шутка. Мы просим судей и следователей при применении статей 207.1 и 207.2 УК РФ учитывать интересы общества, журналистов, а также мнение комиссии СПЧ, изложенное выше.

 

Заявление поддержали члены Совета:

Верховский Александр Маркович

Винокурова Екатерина Владимировна

Гусев Павел Николаевич

Засурский Иван Иванович

Меркачева Ева Михайловна

Никитинский Лев Васильевич 

Резник Генри Маркович 

Сванидзе Николай Карлович 

Сидорович Ольга Борисовна