Волонтерство, поддержка НКО

Елена Тополева-Солдунова объяснила, как планируют совершенствовать законодательство о некоммерческих организациях

"Издерганные регулярной сменой правил игры многие некоммерческие организации изменений законодательства боятся. Успокаивает, что в этот раз много обсуждений, дискуссий с привлечением широкого круга экспертов. Гораздо хуже, когда кто-то где-то сочинил проект, быстренько внесли и непонятно как приняли…" , - пишет Елена Тополева-Солдунова в своем блоге на сайте Совета.

10 февраля 2015

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова написала сегодня в своем блоге о том, как специализированные группы в Совете (совместно с Минюстом России) и в Общественной палате Российской Федерации работают над изменением законодательства о некоммерческих организациях.

Мы подождем

Реформирование законодательства о некоммерческих организациях – к этой теме сейчас повышенный интерес. Практически одновременно образовались две специальные рабочие группы, одна в Общественной палате, вторая в Совете по правам человека. И еще наконец-то внесен проект закона о выходе из реестра «иностранных агентов».

Издерганные регулярной сменой правил игры многие некоммерческие организации изменений законодательства боятся. Успокаивает, что в этот раз много обсуждений, дискуссий с привлечением широкого круга экспертов. Гораздо хуже, когда кто-то где-то сочинил проект, быстренько внесли и непонятно как приняли… — НКО получают подписанный закон и изменившийся (часто не в лучшую сторону) порядок жизни.

Сначала – законопроект о выходе из реестра «иностранных агентов», долгожданный и очень-очень важный. Общественная палата готовит сейчас по нему нулевые чтения. Помимо очевидного (раз есть механизм включения НКО в реестр, значит должен быть и порядок выхода из него), в проекте есть важнейший аспект: напрямую не касаясь процедуры внесения организаций в реестр, законопроект на нее тем не менее обязательно повлияет. Он послужит ориентиром тем, кто вносит НКО в реестр: при каких условиях это можно делать, при каких – нельзя, поскольку иначе решение будет противоречить закону о выходе. В проекте говорится о том, что если организация уже год не получает зарубежного финансирования и подает заявление о выходе из реестра иностранных агентов, она должна быть из него исключена. Это значит, что НКО, которая в течение года не получает денег из-за рубежа, не должна включаться в реестр. То есть новый закон о выходе из реестра автоматически решит проблемы тех НКО, которых сегодня принуждают регистрироваться в качестве «иностранных агентов» из-за финансирования, полученного ранее, больше года назад.

Что касается рабочей группы СПЧ и Минюста. Там решается фундаментальная задача: в корне реформировать законодательство об НКО в целом. Оно у нас старенькое, латанное-перелатанное как лоскутное одеяло, противоречащее само себе и действующему Гражданскому кодексу. Группа пребывает на теоретическом этапе работы – пока обсуждается только концепция нового законодательства, какие должны быть законы на разных уровнях.

И наконец, рабочая группа Общественной палаты. Она занимается болезненной для НКО темой разделения НКО на категории. Изначально предлагалось выделить две такие категории – социально ориентированные и политические НКО, более точно определить СО НКО и предоставить им льготы. Но в процессе обсуждения – важно, что оно проходит открыто, на заседания приходят разные эксперты, в том числе из НИУ «ВШЭ», из Минэкономразвития, из «Юристов за гражданское общество», из CAF и т.д. – стало ясно: так не получится. По итогам уже состоявшихся дискуссий хочу обратить внимание на три ключевые позиции.

1. Категорий НКО совершенно точно должно быть больше двух. Потому что, например, общество любителей аквариумных рыбок нельзя отнести ни к политическим, ни к социально ориентированным. Такая же история с потребительскими кооперативами, садоводческими товариществами и т.д. и т.п.

2. Желательно не трогать понятие «социально ориентированные НКО». Слишком много к нему уже привязано — в законодательстве, в распределении субсидий. Эксперты предлагают внутри этой категории выделить еще одну, более узкую: те СО НКО, которые в дальнейшем смогут рассчитывать на льготный налоговый режим.

3. Сфера деятельности не может быть единственным критерием для предоставления налоговых льгот СО НКО. Не может быть так, что особый налоговый режим предоставляется всем организациям, работающим, допустим, с детьми-сиротами. Должны быть и другие критерии: прозрачность, правильное корпоративное управление в организации, соблюдение этических норм…

В обеих рабочих группах сделать предстоит еще много, и времени на это потребуется тоже немало. Я думаю, имеет смысл набраться терпения. Пусть разработка определений и механизмов займет больше времени, чем ожидалось. Мы подождем — лишь бы не было поспешных шагов, лишь бы не навредить НКО, как уже, к сожалению, бывало.