СПЧ поддержал основные положения законопроекта депутата Вячеслава Лысакова, регулирующего порядок эвакуации машин

Законопроект уточняет перечень правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, уточняет момент прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, восстанавливает полномочия Правительства по установлению порядка перемещения транспортных средств на спецстоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др.

24 апреля 2015

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам заочного голосования принял заключение на проект Федерального закона № 648313-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный и внесенный в Государственную Думу депутатом Вячеславом Лысаковым.

Законопроект уточняет перечень административных правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, уточняет момент прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, восстанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др.

Заключение, подготовленное постоянной комиссией по социальным правам было поддержано большинством и направлено председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину. С особым мнением выступил член СПЧ Игорь Борисов.

 

Из материалов:

Содержание
Документы
Заключение Совета на законопроект депутата Вячеслава Лысакова, регулирующий эвакуацию автомобилей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона № 648313-6

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) рассмотрел принятый 19 декабря 2014 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект Федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный депутатом Государственной Думы ФС РФ В.И. Лысаковым и другими депутатами.

Законопроект уточняет перечень административных правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, уточняет момент прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, восстанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др.

По результатам обсуждения на рабочем совещании в Совете 7 апреля 2015 г. и с учетом заключения Правительства Москвы, Совет отмечает следующее.

1) Совет поддерживает предложение об установлении административной ответственности за незаконное использование опознавательного знака «инвалид» (в дополнение к существующей административной ответственностью за использование опознавательного фонаря легкового такси) и усилении ответственности возможностью эвакуации транспортного средства, нарушившего правила остановки или стоянки транспорта в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов (поправки в статьи 12.4, 12.5 и 27.13 КоАП РФ).

Широко распространенное занятие парковочных мест, предназначенных для транспорта инвалидов, автомобилями не инвалидов, существенно ограничивают инвалидов в возможности пользоваться в том числе медицинскими, социальными и иными государственными учреждениями, нарушая, прежде всего, их право на охрану здоровья и социальное обеспечение.

При этом Совет отмечает необходимость:

- правового регулирования вопроса администрирования парковок для инвалидов и полагает целесообразным возложить эту обязанность в том числе и на хозяйствующего субъекта - владельца земельного участка, на котором размещена парковка;

- составления единого общероссийского онлайн реестра инвалидов, чтобы не допустить эвакуации транспорта иногородних инвалидов в ходе «массовой» эвакуации.

2) Ограничение возможности эвакуации транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, лишь грузовыми транспортными средствами, Совет не поддерживает и предлагает полностью исключить части 4 и 5 статьи 12.16 из части 1 статьи 27.13 КоАП.

При этом сохраняются предусмотренные частями 3 - 4 статьи 12.19 КоАП РФ основания эвакуации любых транспортных средств в случае нарушения правил остановки или стоянки:

- на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним,

- на тротуаре,

- в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси,

- на трамвайных путях,

- далее первого ряда от края проезжей части,

- в тоннеле,

- а также на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.

Совет считает, что вышеназванный перечень оснований эвакуации в случае нарушения правил остановки или стоянки достаточен, чтобы не создавались транспортные заторы и не нарушались права автомобилистов и других участников движения.

Правительство Москвы ссылается на необходимость сохранить возможность эвакуации транспортных средств в местах прохождения общественного транспорта или на наиболее загруженных участках уличной дорожной сети.

Совет отмечает, что данное основание эвакуации предусмотрено частью 4 статьи 12.19 КоАП РФ в случае создания препятствий для движения других транспортных средств, в том числе общественного транспорта.

Эвакуация же транспортных средств лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению других транспортных средств, по мнению Совета, недопустима и является грубым нарушением прав человека.

3) Совет поддерживает предложение об урегулировании момента прекращения задержания транспортного средства, если причина его задержания устранена до начала движения эвакуатора, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (новая часть 1.1 статьи 27.13 КоАП РФ), а также об обязательности присутствия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делу об административном правонарушении, до начала движения транспортного средства, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (дополнение части 3 ст. 27.13 КоАП РФ).

Предлагаемое в законопроекте правовое регулирование соответствует задачам административного законодательства и направлено на защиту прав владельцев транспортных средств.

При этом, требует изменения предусмотренная в части 1 ст. 27.13 КоАП РФ возможность эвакуации транспортного средства исключительно «в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку)».

В связи с дефицитом свободных территорий в крупных городах специализированные стоянки расположены, как правило, на окраинах, и перемещение транспортного средства влечет необоснованное увеличение трафика. Кроме того, специализированные охраняемые стоянки требуют обслуживания, что учитывается в стоимости эвакуации и хранения.

По мнению Совета, целесообразно ограничить возможность эвакуации транспортного средства на специализированную стоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где не будет нарушать правила дорожного движения и создавать препятствий движению других транспортных средств или пешеходов, что сейчас применяется при уборке улиц. Такое перемещение не будет дорогим, поскольку осуществляется на небольшое расстояние, как правило, в зоне пешеходной доступности автовладельца.

Предлагаемое Советом изменение потребует урегулирования процедуры контроля за перемещением задержанного транспортного средства на другое место уличной дорожной сети должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

 

4) Также Совет поддерживает норму о том, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам либо представителям, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (поправки в части 9 – 11 статьи 27.13 КоАП РФ). В настоящее время это относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу специфики правового регулирования такой порядок должен быть единым и устанавливаться исключительно Правительством Российской Федерации, чтобы его особенности были известны автовладельцам из всех субъектов Российской Федерации (единый порядок оповещения об эвакуации, оформление необходимых для возврата документов в одном месте, не устанавливалась обязательность оплаты эвакуации и хранения автомобиля для его возврата и др.).

Кроме того, отношения по перемещению и хранению транспортных средств на специализированных стоянках являются гражданско-правовыми, а гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции РФ), и субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование (части 1 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

При этом, целесообразно установление тарифов на эвакуацию Федеральной службой по тарифам Российской Федерации с учетом мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо последними на основании методических указаний ФСТ России.

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поддерживает законопроект № 648313-6 и рекомендует принять его в предложенной ко второму чтению редакции с учетом предложенных дополнений.

 

Председатель Совета                                                          М.Федотов

К оглавлению ↑
Особое мнение члена СПЧ Игоря Борисова

Особое мнение Борисова И.Б.

на проект заключения Совета при Президенте РФ по развитию гражданского обществ и правам человека на проект Федерального закона №648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

В порядке ст.24 Регламента Совета

Выражаю особое мнение на заключение Совета на проект Федерального закона №648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

1.  Категорично не согласен с позицией, изложенной в пункте 2 Заключения, так как следует сохранить возможность эвакуации как легковых, так и грузовых транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающим остановку или стоянку транспортных средств и не вносить изменения в часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ.

Основания моих доводов следующие.

Во-первых, понять каким образом припаркованное транспортное средство препятствует движение других транспортных средств (по части 4 статьи 12.19 КоАП РФ) очень сложно, что по факту является  понятием оценочным и субъективным. Для чего существуют ГОСТы по организации парковочных мест на улично-дорожной сети и эвакуация осуществляется в соответствии с нормами Правил дорожного движения,  что также исключает коррупционный фактор. В противном случае, эвакуировать или не эвакуировать машину будет решать инспектор «на месте» в худших российских традициях.

Во-вторых, в данном случае эвакуация выступает не как санкция за совершенное правонарушение, а как мера устранения данного нарушения, которое затрудняет движение других транспортных средств и пешеходов или же может ее затруднить. Что, в принципе, и предусмотрено в действующей редакции КоАП РФ и поддержка законопроекта направлена только на сокращение  случаев эвакуации, но не на решение других многочисленных проблем в данной сфере (организация движения общественного транспорта, пешеходов, возникновения и минимизация ДТП, коррупция, лоббизм интересов владельцев «крутых» автомобилей).

В-третьих, также стоит учитывать не только права автовладельцев, у которых эвакуируют автомобиль, но и права автовладельцев и пешеходов чьи права нарушаются неправильно припаркованным автомобилем. Необходимо заметить, что число участников дорожного движения, соблюдающих требования правил дорожного движения в части парковки автомобиля, многократно больше, чем нарушителей ПДД. И в случае непринятия мер эвакуации к неправильно припаркованным автомобилям профилактическая и стимулирующая функция законодательства будет стремиться к нулю, учитывая и то обстоятельство, что неправильная парковка является длящимся правонарушением и оштрафовать за нее водителя можно только один раз (а машина будет стоять на газоне или детской площадке год или два).

В-четвертых, статистика подтверждает, что большая часть нарушений ПДД по остановке или стоянке  транспорта совершается  владельцами автомобилей имеющих повышенную мощность двигателя из разряда премиум-класса, и относящиеся к высокой ценовой категории, таким  образом, данные автовладельцы фактически пользуются услугами «дорогих платных парковок». Следовательно, административное наказание в виде штрафа не выполняет свою главную цель по предупреждению совершения новых правонарушений (профилактические и воспитательные функции права), как самим правонарушителем, так и другими лицами, которая закреплена в ч.1 ст.3.1. КоАП РФ. В этой связи не хотелось, чтобы СПЧ обвинили в лоббирования интересов современной буржуазии и мажоров, плюющих из окон своих авто на все остальное общество. И как мы прекрасно понимаем, без помощи государственных институтов с этой проблемой «СтопХаму» одному не справиться.

2.  Полностью разделяю позицию коллег, считающих, что в сфере эвакуации автомобилей необходимо наводить цивилизованный порядок.

В связи с этим по итогам специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 21 апреля 2015 года, считаю необходимым принять Рекомендации Совета по защите прав автомобилистов и других участников дорожного движения.

В данных рекомендациях необходимо указать на необходимость обеспечения всеобъемлющего общественного контроля всей процедуры организации стоянок и остановок, а также эвакуации транспортных средств, обязав представлять всю информацию, связанную с этой деятельностью общественности, включив в императивном порядке представителей общественности в комиссии органов государственной и муниципальной власти, которые принимают решения об организации дорожного движения.

Необходимо рекомендовать обязательно оповещать жителей конкретного района и города  не позднее, чем за 20 дней до изменения схемы движения и установки запрещающих знаков, что позволит водителям заранее узнавать об изменении схем дорожного движения и выстроить свой маршрут движения и стоянки с учетом данной информации.

Необходимо также рекомендовать установление приоритетного порядка эвакуации транспортных средств, нарушающих правила стоянки и остановки, (в первую очередь по ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки и стоянки», а потом по статье 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение дорожных знаков и разметки») с внесением изменений в подзаконные нормативно-правовые акты.

 

Член Совета                                                                                                И. Борисов

К оглавлению ↑