Игорь Борисов выступил с особым мнением в отношении рекомендаций СПЧ по предотвращению роста радикализма и агрессии

"К сожалению, предложения, перечисленные в Рекомендациях носят не конкретный  характер и не содержат конкретных предложений по снижению роста радикализма. Практические предложения члена СПЧ Брода А.С. (о мониторинге со стороны гражданского общества, проведении заседания с Госсоветом и т.д.) не нашли даже слабого отражения", - считает Борисов.

8 мая 2015

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов выступил с особым мнением по поводу Рекомендаций по итогам специального заседания по теме "Рост радикализма как угроза правам человека".

Рекомендации были приняты по итогам заочного голосования большинством членов СПЧ и предусматривают власти и обществу предпринять ряд действий, позволяющих вернуться к началам терпимости и политического диалога, направленных на снижение напряженности в общественной атмосфере. К таким действиям, в частности, относятся: пересмотр формата материалов в СМИ, проявление большего внимания и терпимости к новым явлениям в сфере творчества и культурной жизни страны и создание новых площадок для дискуссий с политическими силами.

"К сожалению, предложения, перечисленные в Рекомендациях носят не конкретный  характер и не содержат конкретных предложений по снижению роста радикализма. Практические предложения члена СПЧ Брода А.С. (о постоянном мониторинге ситуации со стороны гражданского общества, проведения совместного заседания с Госсоветом, разработка региональных и муниципальных программ с участием институтов гражданского общества) не нашли даже слабого отражения в Рекомендациях Совета", - убежден Борисов.

Также в документе, по мнению члена СПЧ, не отражены предложения и позиция Совета в рамках его работы в 2014 году над проектом "Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", в которой особое место отводится профилактической работе, реализации мер правового и информационного характера, проведению занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиальной дружбы, усилению роли общественных советов, использование потенциалов институтов гражданского общества в рамках противодействия распространению радикализма, как составной части экстремизма.

 

Содержание
Документы
Рекомендации по итогам спецзаседания "Рост агрессии как угроза правам человека"

30 марта 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел специальное заседание на тему «Рост радикализма в обществе, как угроза правам человека». Заслушав выступления представителей правоохранительных и надзорных органов, общественных деятелей и экспертов в сфере психологии и социологии, Совет констатирует следующее.

Во всем мире в последнее время ощущается рост радикализма, который проявляется в различных актах насилия вплоть до массовых внесудебных казней, бомбардировок мирного населения, политических убийств и т.д. Это неоспоримое социальное зло коснулось в некоторой степени и нашей страны.

В последнее время в общественной жизни, наряду с процессами массовой консолидации вокруг президента страны, происходят существенные негативные изменения настроений, чреватые ростом радикализма.

Процесс радикализации предопределен, помимо прочего, особенностями поиска индивидом своей идентичности в условиях отсутствия эффективных механизмов социализации и социальной интеграции. Недостатки социальной интеграции ведут к тому, что идеологические пристрастия индивида доминируют над общественными интересами. Это создает предпосылки для перехода индивида, не интегрированного в существующую социальную систему, на радикальные позиции со всеми вытекающими отсюда последствиями, как для общества, так и для индивида.

Среди причин роста радикализма нужно, прежде всего, выделить социально-экономические. К таким выводам пришли члены Совета, проанализировав, в частности, социальные последствия проводимой оптимизации системы здравоохранения (см. Рекомендации Совета по итогам специального заседания 20 ноября 2014 г. по теме «Право граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы»).

Рост цен на основные потребительские товары, инфляция, сокращение рабочих мест и снижение потребительской активности привели к тому, что в общественном мнении постепенно формируется представление о том, что Россия вошла в серьезный экономический кризис, который отчасти вызван внешними причинами, отчасти обусловлен пороками самой социально-экономической системы России. Только 10% опрошенных ФОМ россиян считают, что в стране нет экономического кризиса, 78% – что он есть. По данным «Левада-центра», 75% опрошенных полагают, что в России наступил кризис, 60% не удовлетворены тем, что происходит в стране, 58% считают, что правительство не выполняет свои социальные обязательства. Респонденты полагают, что ни суды, ни политические партии, ни правозащитные организации не в состоянии помочь обычному человеку, если его права нарушены.

В этой связи политические и экономические ожидания населения медленно, но необратимо ухудшаются. Так, по данным ВЦИОМ, лишь 22% опрошенных полагают, что пик кризиса пройден. Треть опрошенных (30%) полагает, что самые большие трудности мы переживаем именно сейчас  и 41% - что самое тяжелое еще впереди. При этом наиболее ощутимыми источниками беспокойства россиян являются подорожание товаров, обесценивание сбережений, международная напряженность. К близким результатам приходит и ФОМ: россияне полагают, что налицо такие угрозы, как: обнищание населения (39%), иностранная агрессия (32%), гражданская война (26%), межнациональные конфликты (25%), массовая безработица (21%) и т.д.

Снижение социального напряжения могло бы быть эффективно поддержано путем расширения пространства политического и общественного диалога, поддержки независимых и плюралистических СМИ как оптимального форума для выработки широкого общественного консенсуса относительно структуры общественных интересов на основе публичных дискуссий и артикуляции реальных, волнующих население проблем. Однако движение в этом направлении, если и идет, то фрагментарно, с большой долей формализма, без ясного понимания приоритетных целей и задач, тогда как движение в противоположном направлении реализуется последовательно и четко.

Выступивший на заседании Совета заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России В.А.Макаров констатировал, что по итогам 2014 г. зафиксирован рост числа экстремистских проявлений: зарегистрировано более 1000 преступлений экстремистской направленности. И эта опасная тенденция сохраняется: за первые два месяца 2015 г. выявлено на 9% больше фактов экстремизма, чем за аналогичный период прошлого года. На заседании отмечалось, что в последнее время участились акты насилия по политическим мотивам, возросло число угроз применения насилия. Демонстративное убийство видного общественного и государственного деятеля Бориса Немцова со всей очевидностью показало, что политический террор уже стал реальностью.

В.А.Макаров отметил, что дополнительным механизмом радикализации молодежи и других слоев населения является вербовка лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. В этой связи силами МВД России предпринимаются меры по недопущению выезда российских радикалов для участия в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. К настоящему моменту выявлено более полутора тысяч лиц, участвовавших в вооруженных конфликтах за рубежом; в отношении 319 из них возбуждены уголовные дела. Относительно небольшой процент возбужденных уголовных дел предопределен сложностью сбора доказательств на территории других стран.

Представляется, что в этой ситуации защищенность основных прав человека, провозглашенных Конституцией России высшей ценностью, зависит от диалога по поводу наиболее острых и болезненных проблем, в первую очередь, по поводу причин кризиса. В год 70-летия Победы над фашизмом в общественной жизни страны не должно быть места возбуждению ненависти и подозрительности, не должно быть препятствий для свободного обсуждения любых, даже самых острых проблем.

Опираясь на приведенные выше факты и данные исследований Совет полагает возможным выделить следующие факторы, способствующие росту радикализма:

    •    Недостатки в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны не на мифах и фальсификациях, а на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии.

    •    Участие российских граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Активное участие россиян во внутригосударственных конфликтах за пределами страны заставляет вспомнить, что войны заразны. Вот почему мирные усилия российского руководства по урегулированию вооруженных конфликтов в других странах должны быть поддержаны активной работой правоохранительных и надзорных органов по пресечению так называемого «наемничества» (вовлечения российских граждан в военные конфликты).

    •    Пропагандистский уклон и агрессивная тональность значительной части политических и новостных программ российских телеканалов. Одна из важнейших установок идущей пропагандистской кампании – представление открытых оппонентов власти как «национал-предателей», «пятой колонны», «иностранных агентов» и т.п. Диалоговые формы программ либо полностью игнорируются, либо имитируются. Наши великие соотечественники, такие, как, например, Александр Солженицын и Андрей Сахаров, также становились объектами дискредитации со стороны официальных СМИ из-за своей критики внутренней и внешней политики тогдашних властей. Однако, как доказала история, такая критика была проявлением их истинного, а не показного патриотизма. В результате выстраивание содержательного диалога относительно реальных проблем нашей страны, ее будущего, наталкивается на взаимную словесную агрессию и непримиримость.

    •    Слабость существующих диалоговых площадок, призванных, по идее, обеспечивать открытое обсуждение актуальных проблем, стоящих перед страной. Специально созданный для этих целей институт – Общественное телевидение России – пытается по мере сил выполнить указанную задачу, но пока не обладает ни необходимыми ресурсами, ни достаточным авторитетом в обществе.

    •    Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму всё чаще ориентирована на расследование противозаконных публичных призывов, и всё реже - на расследование насильственных преступлений. Хотя публичные призывы, бесспорно, также могут представлять значительную опасность, однако на практике нередко преследуются лица, совершившие малозначительные преступления, а иногда и вовсе невиновные, что отвлекает силы от расследования насильственных преступлений экстремистского характера.

В этой связи обществу и государству совершенно необходимо предпринять ряд действий, позволяющих вернуться к началам терпимости и политического диалога, направленных на снижение напряженности в общественной атмосфере. С учетом изложенного, Совет считает необходимым рекомендовать следующее.

1. Совет предлагает провести в четвертом квартале с.г. совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям для обсуждения всего спектра проблем, связанных с участием гражданского общества в формировании общероссийской гражданской нации.

2. Совет убежден в необходимости создать условия для широкого политического диалога по всем наиболее острым вопросам экономического и общественно-политического развития страны, касающимся, помимо прочего, социальных обязательств власти и ответственности за их выполнение, развития бизнеса и восстановления инвестиционного климата, совершенствования избирательной системы, создания условий для реальной свободы массовой информации и обеспечения плюрализма СМИ, развития гражданского общества и его структур. Необходим свободный обмен мнениями о дальнейшем развитии страны, о ее будущем – в самом широком смысле слова. Такой диалог должен исключать взаимные обвинения и политические ярлыки. Представители различных идейных позиций должны найти в себе силы для гражданского примирения и уважительного диалога.

3. Совет полагает, что государственным средствам массовой информации следует пересмотреть форматы основных политических и информационных программ, с тем, чтобы усилить в них диалоговые начала, создать возможность для свободного и спокойного, аргументированного и уважительного обмена мнениями. Необходимо устранить конфронтационную атмосферу в медийном пространстве, используя в этих целях, в том числе, механизмы саморегулирования и социальной ответственности руководителей СМИ. Представителям журналистского сообщества нужно помнить, что доминирование ненависти и вражды в общественной жизни подрывает сами основы демократического правового государства. Представление страны в виде осажденной крепости и поиски «внутренних врагов» - это возвращение к худшим страницам нашей истории. Более того, банализация нетерпимости ведет к нарастанию насилия даже на бытовом уровне.
4. Совет призывает правоохранительные и надзорные органы проявлять больше внимания и терпимости к новым явлениям в сфере творчества и культурной жизни страны. Свобода творчества гарантирована Конституцией РФ, и государство, формируя свою культурную политику, не должно навязывать художникам стандарты формы и содержания либо искать новые формы цензуры. При этом в культурной политике важно различать процессы художественного творчества, регулируемые, прежде всего, самими творцами, и процессы социального функционирования продуктов культуры, рассчитанных на широкую аудиторию. Исторический опыт показывает, что многие художественные произведения, подвергнутые жесткому государственному остракизму, были впоследствии признаны мировыми шедеврами. Взвешенность и бережность должны отличать государственный подход в этой сфере.

5. Совет рассматривает реальную политическую конкуренцию как конституционно установленную гарантию основных прав и свобод человека и гражданина. В этом контексте предлагается создать новые площадки для дискуссии с политическими силами, не представленными в нынешней конфигурации власти, в целях формирования диалога в преддверии общенациональных парламентских выборов 2016 года. Представляется целесообразным провести серию дискуссий в формате общенационального «круглого стола», чтобы прояснить позиции сторон и выявить общие подходы к решению наиболее острых проблем.

6. Совет полагает необходимым обратить особое  внимание на совершенствование законодательства о выборах и практики его применения. Возможно обращение к опыту 2012 года, когда для выработки проекта поправок к закону о политических партиях была создана рабочая группа с участием представителей непарламентских партий. Тогда представителям различных политических сил в течение определенного времени удавалось конструктивно сотрудничать и вырабатывать оптимальные решения.

7. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России провести проверку сообщений средств массовой информации о фактах вербовки граждан для участия в вооруженных конфликтах за пределами России, а также о случаях пропаганды войны и применения насилия для решения политических или мировоззренческих проблем.

8. Совет просит Верховный Суд Российской Федерации обобщить судебную практику по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях (ст.ст. 19.3, 20.2 КоАП РФ и др.).

9. Совет полагает важным, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, их должностные лица исключили в дальнейшем практику необоснованных отказов в согласовании проведения публичных мероприятий, поскольку она способствуют лишь радикализации протестных настроений. Право граждан собираться мирно и без оружия гарантировано российской Конституцией, а воспрепятствование осуществлению гражданами их конституционных прав влечет уголовную и административную ответственность. Совет считает необходимым подчеркнуть, что, реагируя на не согласованные в установленном законом порядке публичные мероприятия, полиция должна проявлять сдержанность, избегая неадекватного применения физической силы и специальных средств, а также не допуская необоснованных задержаний граждан.

10. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России подготовить предложения по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения с учетом накопленного опыта. Такие предложения должны фокусировать усилия правоохранительных органов, в первую очередь, на противодействии идеологически мотивированному насилию, а также пропаганде такого насилия.

11. Совет просит Совет безопасности Российской Федерации обратить внимание на то, что деятельность лиц по вербовке российских граждан для участия в вооруженных конфликтах за рубежом, представляет реальную угрозу национальной безопасности.

Настоящие Рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «_7_» мая 2015 года.

 

Председатель Совета                               М.Федотов

 

Таблица с результатами голосования

К оглавлению ↑
Особое мнение Игоря Борисова

Особое мнение Борисова И.Б.

на Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Рост радикализма в обществе как угроза правам человека»

В порядке ст.24 Регламента Совета

 

Полностью соглашаясь с необходимостью организации и проведения комплекса мер, направленных на снижение радикализма в обществе, тем не менее, обращаю внимание на несоответствие (дисбаланс) факторов указанных в Рекомендациях Совета и способствующих развитию радикализма, и предлагаемых Советом мер, перечисленных в Рекомендациях.

1.  Пункт 1 Рекомендаций, где указаны факторы, способствующие росту радикализма, говорит о недостатках в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии. Но в Рекомендациях нет конкретных предложений по устранению данного «первого» фактора, способствующего росту радикализма.

Считаю особенно важным развитие данного направления работы по социальной интеграции, гражданскому воспитанию, укоренению в обществе патриотизма.  Это направление должно быть основным в ряде мер по устранению причин радикализма, в том числе используя потенциал органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества, в целях воспитания граждан в духе патриотизма, обеспечения единства российского народа, формирования в обществе неприятия идеологии радикализма и экстремизма, использования насилия для достижения социальных и политических целей.

В Рекомендациях Совета вынесена за скобки оценка коммуникационным каналам распространения идей радикализма в нашем обществе и, как следствие, не даются соответствующие рекомендации. Не смотря на то, что на специальном заседании Совета 30 марта 2015 г. именно на это направление обращали внимание представитель Генеральной прокуратуры и некоторые выступившие члены СПЧ.   

2.  Нельзя согласиться с мнением, изложенным в пунктах 4 и 5  Рекомендаций, которое достаточно пространно указывает на проблемы политической конкуренции, несовершенство выборного законодательства и практики его применения и не увязывает эти доводы с проблемами радикализма. Отказ от прямых выборов президента США или подмена пропорциональной системы мажоритарной в угоду двум ведущим партиям Великобритании ни один эксперт не связывает с увеличением радикализма в этих двух ведущих державах мира.

3. Нельзя согласиться с позицией, изложенной в пункте 10 Рекомендаций, так как Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014г. Пр-2753, является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей, где учтены предложения и опыт МВД России, Следственного комитета России и Генеральной прокуратуру России по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму.

4. К сожалению, предложения, перечисленные в Рекомендациях носят не конкретный  характер и не содержат конкретных предложений по снижению роста радикализма. Практические предложения члена СПЧ Брода А.С. (о постоянном мониторинге ситуации со стороны гражданского общества, проведения совместного заседания с Госсоветом, разработка региональных и муниципальных программ с участием институтов гражданского общества) не нашли даже слабого отражения в Рекомендациях Совета.

5.  В рекомендациях не отражены предложения и позиция Совета в рамках его работы в 2014 году над проектом «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в которой особое место отводиться профилактической работе, реализации мер правового и информационного характера, проведению занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиальной дружбы, усилению роли общественных советов, использование потенциалов институтов гражданского общества в рамках противодействия распространению радикализма, как составной части экстремизма.

Член Совета                                                                                            И. Борисов

К оглавлению ↑