СПЧ предлагает увеличить сроки оформления трудовых патентов и оптимизировать экзамены для мигрантов

Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по совершенствованию миграционного законодательства содержатся в принятом сегодня экспертном заключении на законопроект депутата Ирины Яровой, представленный на заседании правительственной комиссии по миграционной политики 23 июня.

18 августа 2015

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня по итогам заочного голосования принял экспертное заключение на законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ириной Яровой и представленный ею на заседании Правительственной комиссии по миграционной политике 23 июня 2015 года.

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части порядка получения патентов трудовыми мигрантами)

Настоящее Экспертное заключение подготовлено в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 и подлежит рассмотрению в соответствии с пунктом 13 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120.

Предметом настоящего Экспертного заключения является проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А.Яровой (далее – Законопроект) и представленный ею на заседании Правительственной комиссии по миграционной политике 23.06.2015 г.

При оценке данного Законопроекта Совет исходил из основополагающих положений Конституции Российской Федерации, законодательства о правовом положении иностранных граждан, сложившейся правоприменительной практики и правовых позиций Европейского суда по правам человека. При этом Совет учитывал сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации требования к законодательным актам, касающиеся их правовой определенности и недвусмысленности, исключающие произвольное толкование правоприменителем правовых понятий и норм.

Совет констатирует, что анализируемый Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и, в частности:
- устанавливает допустимость подписания заявления на получение или переоформление трудового патента как иностранным гражданином, так и с его согласия сотрудником регионального Миграционного центра;
- определяет необязательность представления иностранным гражданином при продлении патента нового трудового договора или ходатайства работодателя о продлении патента;
- упрощает процедуру продления патента иностранным гражданам, освобождая их от повторного представления документа об отсутствии заболевания наркоманией и повторной сдачи комплексного экзамена на знание русского языка, основ российской истории и права, одновременно продлевая срок действия экзаменационного сертификата с 5 до 10 лет;
- освобождает от повторной обязанности прохождения обязательной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, проходивших ее в течение последних 5 лет, для получения разрешения на временное проживание, временного или политического убежища либо статуса беженца, разрешения на работу либо патента, а также дубликатов ряда перечисленных и других миграционных документов;
- освобождает обратившихся за получением в России статуса беженца или временного убежища граждан Украины от обязанности сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, основ российской истории и права для получения разрешения на временное проживание в РФ, вида на жительство или патента;
- освобождает иностранных граждан от обязанности продлевать миграционный учет при продлении патента.

Рассмотрев законопроект, Совет полагает возможным его поддержать с учетом изложенных ниже изменений и дополнений, включая разработанные Советом предложения по правовому регулированию процедуры организации и проведения комплексного экзамена на знание русского языка, основ российской истории и права.

1. Содержащиеся в пункте 1 статьи 1 Законопроекта новеллы, касающиеся допустимости подписания заявления на получение или переоформление трудового патента как иностранным гражданином, так и, с его согласия, сотрудником регионального Миграционного центра, а также необязательности представления иностранным гражданином при продлении патента нового трудового договора или ходатайства работодателя о продлении патента, могут быть поддержаны при условии проработки механизма предотвращения злоупотреблений и обоснования этого в пояснительной записке к Законопроекту.

2. В пункте 2 статьи 1 Законопроекта в процедуре организации и проведения комплексного экзамена предлагается, чтобы образовательные организации проводили комплексный экзамен по федеральной процедуре.   Однако критерии  для проведения экзамена по данной процедуре   региональными образовательными организациями не определены,   как и требования к этим  организациям, уровню знаний и выдаваемым документам, что  создает  пробел в правовом регулировании. Совет считает, что устанавливаемые на федеральном уровне процедуры нуждаются в существенной конкретизации, чтобы во всех субъектах Российской Федерации могли быть обеспечены как единообразное и эффективное применение федеральных процедур, так и безусловное признание выдаваемых свидетельств и сертификатов (независимо от места их получения).
Учитывая разнообразие действующих в России образовательных организаций, а также в  целях обеспечения  их необходимой квалификации и честной конкуренции, целесообразно законодательно предусмотреть конкурсный порядок отбора таких организаций на федеральном и региональном уровнях. Следует также распространить практику конкурсного отбора медицинских организаций, осуществляющих медицинский осмотр иностранных граждан, с максимально прозрачной процедурой его проведения.

Кроме того, Совет отмечает, что Законопроект не учитывает направленные ранее в адрес Минобрнауки России предложения Постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений по совершенствованию механизма государственного надзора за выдачей иностранным гражданам сертификатов по результатам комплексного экзамена (предложения прилагаются).

3. Совет поддерживает содержащееся в Законопроекте предложение об освобождении граждан Украины, обратившихся за получением в России статуса беженца или временного убежища, от обязанности сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, основ российской истории и права для получения разрешения на временное проживание в РФ, вида на жительство или патента. Подавляющее большинство граждан Украины, вынужденно покинувших Украину в массовом и экстренном порядке, хорошо знают русский язык, ориентируются в основах российской истории и права; им незачем тратить время и средства на сдачу экзамена.

3.1. В то же время Совет предлагает отменить для всех трудовых мигрантов историческую и правовую компоненты в комплексном экзамене на знание русского языка, основ российской истории и права, поскольку эти познания на практике не требуются иностранным гражданам, осуществляющим временную трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента. Вместо этого предлагается включить в комплексный экзамен проверку знания миграционного законодательства. Несоблюдение именно миграционного законодательства сейчас является основной причиной выдворения и депортации иностранных граждан за пределы Российской Федерации с последующим запретом на въезд. Многие иностранные граждане нарушают миграционное законодательство по причине его незнания.

3.2. Кроме того, Совет предлагает освободить от сдачи комплексного экзамена иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение разрешения на временное проживание в  связи с наличием супружеских  или близких родственных отношений с  гражданами Российской Федерации. Это увеличит количество желающих остаться на проживание в Российской Федерации иностранцев, прежде всего, из числа молодежи. В дальнейшем - при получении вида на жительство - они сдадут необходимые экзамены.

4. Совет поддерживает содержащуюся в Законопроекте норму, предусматривающую освобождение иностранных граждан от обязанности продлевать миграционный учет при продлении трудового патента, т.к. этим устраняется  правовая коллизия в федеральных законах о миграционном учете и правовом положении иностранных граждан. По данным Совета, многие законопослушные иностранные граждане были необоснованно выдворены за пределы страны в связи с тем, что они не продлили миграционный учет в территориальных органах ФМС России, полагая, что наличие продленного патента (ранее – разрешения на работу), подтверждает законность их пребывания в России.

5. Совет полагает необходимым дополнить Законопроект следующим  регулированием, предполагающим также внесение  соответствующих изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
 - увеличить с 30 до 60 дней срок, в течение которого иностранный гражданин должен получить патент (многие трудовые мигранты не успевают оформить патент в 30-дневный срок);
  - установить, что право на осуществление трудовой деятельности возникает у иностранного гражданина с момента подачи документов на получение патента (это позволит трудовым мигрантам законно зарабатывать себе на жизнь в период оформления патента);
  - установить, что иностранный гражданин, законно пребывающий на территории Российской Федерации, вправе в любое время обратиться за получением патента (иностранец, приехавший в Россию, например, по семейным делам, сможет в случае необходимости заработать себе на жизнь);
 - исключить обязательность указания в патенте профессии (специальности) иностранного гражданина (высокая коррупциогенность существующей правовой нормы очевидна  в ситуации , когда трудовому мигранту, имеющему согласно  патенту специальность «строитель», поручают, например, уборку территории);
 - предусмотреть возможность выдачи патентов для работы на территории двух или нескольких сопредельных субъектов Российской Федерации – по решению высших должностных лиц соответствующих регионов;
 - законодательно предусмотреть  право   иностранных граждан и лиц без гражданства, не совершивших административных правонарушений в период своего пребывания на территории Российской Федерации,  на продление срока пребывания и (при их желании) на изменение цели въезда в Российскую Федерацию без выезда за пределы страны.

Настоящее Экспертное заключение подготовлено Постоянной комиссией по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений при участии Совета при губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека и одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «_18_» августа 2015 г.

Председатель Совета                        М.Федотов

Таблица с результатами голосования