Опубликован отчет о поездке членов Совета в Забайкальский край с выявленными проблемами в регионе

Членами Совета в целях подготовки выездного заседания в Забайкальский край изучалась работа по профилактике отказов от новорожденных, семейное устройство детей-сирот, работа с инвалидами, пожилыми людьми и психиатрическими больными, работа с зависимостями (алкоголизм, наркомания и таксикомания), а также меры по снижению уголовных рецидивов.

5 декабря 2015

На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в материалах постоянной комиссии по социальным правам сегодня опубликован отчет по итогам поездки членов СПЧ в Забайкальский край с 23 по 25 ноября 2015 года.

Члены СПЧ Евгений Бобров, Наталия Евдокимова, Яна Лантратова и Сергей Цыпленков посещали регион вместе с представителями Следственного комитета Российской Федерации, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты и прокуратуры и инспектировали социальные учреждения после информации о массовых нарушениях прав детей в одном из читинских центов для детей, оставшихся без попечения родителей.

Правозащитники посетили целый ряд социальных учреждений и приняли участие с губернатором края Константином Ильковским, главной темой которого стала ситуация в регионе с соблюдением прав социально уязвленных категорий граждан, находящихся на содержании в детских домах, интернатах и домах престарелых региона.

Члены СПЧ обратили внимание на целый ряд нарушений, выявленных ими в ходе посещений центра помощи детям "Апельсин", дома-интерната для престарелых и инвалидов в Чите, атамановского дома-интерната для престарелых и инвалидов и других объектов, которые они проинспектировали с сотрудниками федеральных ведомств вчера и сегодня.

В частности, в беседах с сотрудниками учреждений и их подопечными они затрагивали вопросы, связанные с подростковой преступностью. По мнению местных жителей, основной причиной большого количества преступлений среди подростков является их незанятость и отсутствие рабочих мест, алкоголизация, наркомания и токсикомания, широкое распространение криминальной субкультуры. Отмечалось, что меры, принимаемые руководством Забайкальского края, неадекватны складывающейся ситуации.

Также на совещании с губернотором обсуждались экологические проблемы региона, в том числе  ситуация с лесными пожарами и пересыханием реки из-за деятельности золотодобывающего предприятия, приведшее к "обезвоживанию" нескольких населенных пунктов. Большое внимание было уделено вопросам семейного благополучия, сиротства, оптимизации социальных учреждений и учета мнения населения при принятии решений.

Работа членов Совета проводилась в целях подготовки специального заседания СПЧ в Забайкальском крае, которое состоится с 14 по 17 декабря. В течение нескольких дней они провели анализ ситуации по нескольким ряду направлений, итоги которого нашли отражение в отчете. Изучалась работа по профилактике отказов от новорожденных, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с кровными семьями, направленная на профилактику социального сиротств, работа с людьми с инвалидностью, с пожилыми людьми и психиатрическими больными, работа с зависимостями, работа по предотвращению рецидивов уголовных правонарушений, по разъяснению населению новейшего законодательства о реформе социальной сферы, здравоохранения и экологии.

 


Отчет по результатам посещения социальных учреждений
в Забайкальском крае 23 – 25 ноября 2015 г.

 

23 - 25 ноября 2015 г. комиссия Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека с участием специалистов Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере провела мониторинг ряда детских социальных и образовательных учреждений Забайкальского края в целях оценки соблюдения законодательства, а также прав детей и работников социальных учреждений.

Состав комиссии:

  • Лантратова Яна Валерьевна – член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
  • Береговая Елена Борисовна - директор Благотворительного фонда Владимира Смирнова, кандидат педагогических наук, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере,
  • Бобров Евгений Александрович - член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
  • Евдокимова Наталия Леонидовна - член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
  • Деснянская Олеся Валерьевна - координатор программы «Профилактика социального сиротства» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
     
  1. Общие сведения о работе социальных учреждений по итогам общения с сотрудниками Министерства социальной защиты населения Забайкальского края

     

Всего в структуру министерства входит 81 подведомственных учреждения (приблизительные данные, т.к. постоянно идет процесс оптимизации):

▪    31 отдел социальной защиты населения,

▪    19 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей (бывшие детские дома, на момент передачи из департамента образования в департамент социальной защиты в апреле 2015 г. их было 28),

▪    14 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,

▪    15 психоневрологических интернатов и интернатов для престарелых и инвалидов,

▪    Черняховский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня», в котором находится стационар для женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации,

▪    Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей

 

  1. Исследованные комиссией тематические блоки социальных проблем

 

  1. Работа по профилактике отказов от новорожденных

Информация по этому блоку основана на словах сотрудников министерства, экспертная проверка проведена не была. Работа ведется совместно сотрудниками министерства здравоохранения и министерства социальной защиты и начинается еще в женской консультации при наличии у женщин признаков, указывающих на возможное желание отказаться от ребенка. В этом случае подключаются сотрудники социальной защиты, немного позже – психолог родильного дома. В случае отсутствия у женщин собственного жилья или возможности проживать в нем возможно размещение в стационаре центра «Берегиня». Из положительных моментов можно отметить успешное решение вопроса с регистрацией для лиц, ее не имеющих, – они могут оформить регистрацию на полгода в центре для лиц без определенного места жительства, что позволяет успешно устраивать в стационар тех женщин, у которых отсутствует постоянная или временная регистрация в Забайкальском крае

 

  1. Работа по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Всего в республике 18 школ приемных родителей, из них 8 работают с 2012 г., 2 – с 2014 г. и 8 - с 2015 г.  Большинство школ было образовано на базе детских домов и реабилитационных центров. К сожалению, можно отметить, что работа по семейному устройству пока развита достаточно слабо, несмотря на наличие большого количества школ и достаточно высоких показателей устройства детей в семьи (1200 детей ушло в семьи), в том числе и подростков. Это заметно по количеству вторичных возвратов из семей, например, в СРЦ «Надежда» в данный момент находится 26 детей, возвращенных из-под опеки (при общем количестве в 86 детей). Это очень большой показатель для учреждения, сигнализирующий об отсутствии простроенной системы сопровождения приемных семей. Можно выделить 2 причины ее отсутствия:

▪    слишком большая нагрузка на специалистов. Сотрудники СРЦ «Надежда» сказали, что работой с семьями проживающих в центре детей занимаются только 3 специалиста, что явно недостаточно. Они пытаются передать эту функцию специалистам по месту жительства детей, но все равно нагрузка чрезмерна,

▪    низкий уровень профессионализма и непонимание специфических особенностей контингента, с которым работают специалисты. На вопрос о причине вторичных возвратов специалист центра ответила, что «к подростковому возрасту в ребенке просыпается наследственность его родителей», причем эту позицию озвучивали разные специалисты во многих учреждениях. Понятно, что при таком ценностном подходе любая работа как с приемными, так и с кровными семьями становится бессмысленной, и семья остается один на один со всеми проблемами, что с высокой вероятностью приводит к изъятию детей или вторичному отказу от них)

 

  1. Работа с кровными семьями, направленная на профилактику социального сиротства

Эта работа также развита слабо, ведется силами специалистов отделов социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства. В маленьких поселениях вся нагрузка падает на плечи сотрудников участковой службы, которые одновременно занимаются всеми социальными вопросами – работают с людьми с инвалидностью, кровными и приемными семьями и т.д. Здесь наблюдаются те же проблемы, что и в работе с приемными семьями – слишком большая нагрузка и непонимание специфики контингента, отсутствие знаний о тех технологиях, которые могут успешно применяться в данной работе

 

  1. Работа с людьми с инвалидностью

В Забайкальском крае принят закон о приёмной семье для престарелых и инвалидов, который распространяется на пожилых граждан по принципу, по которому работают приёмные семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей. Опыт замечательный, заслуживающий распространения на всю Россию.

В крае есть несколько реабилитационных центров, успешно применяется иппотерапия, в СРЦ «Надежда» есть прекрасно оборудованная лекотека, а также функционирует социальная гостиница, рассчитанная на 2 семьи, куда согласно выстроенному графику со всего региона на 21 день приезжают на реабилитацию семьи, имеющие детей с инвалидностью. Существует «передышка» – возможность для родителей ребенка с инвалидностью оставить со специалистами в дневное время, чтобы заняться решением бытовых вопросов.

При Петровско-Забайкальском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей реализуется программа «Дорога в жизнь», направленная на развитие навыков социальной адаптации с переходом в дальнейшем к самостоятельному проживанию у выпускников дома-интерната. В рамках программы выпускники живут в собственном жилье, устроены на работу и решают социально-бытовые проблемы при поддержке социальных работников местного центра комплексного обслуживания (подробнее – http://docs.cntd.ru/document/922227778 и http://zabinfo.ru/98797). Данная программа является одновременно очень новаторской и чрезвычайно востребованной (подобных проектов практически нет в других регионах), поэтому мы отдельно отмечаем данный опыт как очень важный и требующий дальнейшего развития и заимствования другими регионами

 

  1. Работа с пожилыми людьми и психиатрическими больными

В психоневрологических интернатах и интернатах для престарелых и инвалидов в крае сейчас находится около 2500 человек (1200 – общего типа, 1300 – психиатрических больных), большинство из них одинокие, хотя у некоторых есть родственники, не желающие брать на себя ответственность за уход за ними. Общей очереди нет, но есть очередь для психиатрических больных – 760 человек. Есть специальные отделения с более комфортными условиями, куда можно помещать своих родственников за дополнительную плату. Есть 2 отдельных интерната для «маргинальных элементов» (бывших заключенных, страдающих зависимостями людей и т.д.) –  1 на 200 мест и 1 на 30 мест. Первый из них находится в деревянном доме, его не хотят перемещать в другое помещение, чтобы не потерять персонал, умеющий работать с данным контингентом (данное решение, на наш взгляд, является правильным, и к сожалению этот аспект не учитывался при оптимизации детских домов, что послужило одной из причин нескольких трагедий). Также мы обратили внимание на решение руководства не перемещать стариков во время ремонта в другой интернат, чтобы избежать повышения смертности, связанной с утратой привычного окружения. Это решение свидетельствует о понимании специфики контингента, проживающего в этих учреждениях, и чуткости при принятии стратегических решений

 

  1. Работа с зависимостями

Опять же, к сожалению, мы не посещали учреждения, поэтому оценка основана на словах сотрудников министерства. По оценке многих специалистов, алкоголизация населения является одной из основных проблем Забайкальского края и чаще всего становится причиной изъятия детей и помещения их в сиротские учреждения с последующим лишением родительских прав их родителей. В регионе существуют наркологические диспансеры, есть отделение для зависимых, рассчитанное на 20 мест, где с ними работают по 12 шаговой программе, и отделение для лиц, прошедших социальную реабилитацию от химических зависимостей. Также есть 4 группы анонимных алкоголиков, которые ведут люди, имеющие опыт успешного преодоления зависимости. Данный краткий обзор свидетельствует о недостаточности центров, направленных на реабилитацию, и отсутствии комплексной работы, направленной на профилактику данной проблемы. С нашей точки зрения необходимо интенсивно развивать данное направление работы, т.к. именно эта проблема становится причиной многих других социальных проблем, в том числе проблемы социального сиротства

 

  1. Работа по предотвращению рецидивов уголовных правонарушений

В Забайкалье сконцентрировано большое количество учреждений системы ФСИН, и как следствие этого - повышена криминогенность, крайне быстро формируется уголовная субкультура и традиции. В связи с этим, важно создание региональных центров социализации и адаптации людей, бывших в заключении, по принципу реабилитационных и ресурсных центров. Со слов должностных лиц краевых органов власти, общественных организаций, занимающихся данным контингентом, в Забайкальском крае практически нет. Также  нет комплексной государственной программы, направленной на профилактику правонарушений в целом. Как следствие, необходимо интенсивно развивать данное направление работы, т.к. именно эта проблема становится причиной многих других социальных проблем, в том числе детского насилия

 

  1. Работа по разъяснению населению новейшего законодательства о реформе социальной сферы, здравоохранения и экологии

В связи с широкой и глубинной реформой системы социальной защиты и здравоохранения изменены многие понятные населению устоявшиеся догмы. Сложность быстро меняющегося законодательства, неосведомленность о нем граждан, их общая правовая неграмотность, информативная  малодоступность усиливает социальное напряжение и усугубляет и без того сложную экономическую ситуацию. По мнению комиссии, необходимо повышать грамотность населения в данных вопросах и чаще проводить общественные слушания по важнейшим социальным тематикам с обязательным участием представителей общественных объединений.

 

 

  1. Краткий анализ социальной обстановки в посещенных комиссией социальных учреждениях и участие органов местного самоуправления в решении проблем

 

1.         ГПОУ Читинское торгово-кулинарное училище (бывш. профтехучилище № 35, г.Чита, ул. Верхоленская, 14)

Всего сейчас в училище 626 детей, большинство из которых из социально неблагополучных семей, среди которых 92 сироты.

Прежнее здание училища по ул. Ленина д. 65 в 2013 г. передано краевому Следственному комитету.

Оба здания образовательного учреждения – учебный корпус и общежитие построены в начале 1970-х годов, капитального ремонта не было, они не подключены к центральному горячему водоснабжению и отоплению, окна старые электропроводка сильно изношена. Горячая вода используется в столовой от электрических водонагревателей, отопление – от едва работающей собственной котельной.

В училище нет теплоцентрали, вообще нет горячей воды с самого момента постройки в 1978 г., в спортзале старые деревянные окна обложены полиэтиленом, из-под которого сильно дует и он весь покрыт инеем. Везде в помещениях ощущается холод, батареи отопления - чуть теплые.

Нехватка финансирования привела к недостаточности противопожарного оборудования (пожарной сигнализации, системы оповещения), полному отсутствию видеонаблюдения в общежитии и недостаточному – в учебном корпусе.

В помещениях слабое освещение, отсутствует вневедомственная охрана.

Нормы трехразового питания детей-сирот составляют всего 100 руб. на человека, а остальных детей – вообще 20 руб. на человека в день. Эти расценки существуют уже несколько лет.

Сейчас стоит вопрос о закрытии столовой и увеличении в связи с этим стипендии детей. Это может привести к недопустимым последствиям, вплоть до голода среди детей (особенно учитывая высокий уровень криминализации ряда забайкальских учебных заведений, по поводу чего приняты оперативные меры Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека).

В техникуме нет современных компьютеров и интерактивной доски. Внебюджетных доходов тоже нет.

По словам министра образования А.Чумилина, в ближайшее время ремонт в общежитии не планируется в связи с отсутствием выделенных на это денежных средств в бюджете. В бюджете на 2016 г. вообще не заложены деньги на ремонт ни одного социального учреждения.

По словам преподавателей, некоторые дети не знают, как спать на кровати и пользоваться унитазом; в училище за год ни разу не приходил участковый; имеются постоянные задержки заработной платы и стипендии; секции до 9 лет в Чите платные, а денег на них у многих семей воспитанников нет.

Педагогический коллектив выразил жалобу на лишение педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с переименованием образовательного учреждения с начального профессионального образования (НПО) на государственное профессиональное образовательное учреждение (ГПОУ).

Рекомендации комиссии: Правительству Забайкальского края наладить отопление и горячее водоснабжение училища, заменить везде окна на пластиковые стеклопакеты, в случае крайней изношенности отремонтировать электропроводку, установить противопожарное оборудование и систему видеонаблюдения, отрегулировать освещение, обеспечить вневедомственную охрану здания, обеспечить учебные заведения необходимыми компьютерами и оргтехникой и увеличить нормы питания во всех учебных заведениях. ОМВД по Забайкальскому краю обеспечить регулярную качественную работу в училище участкового инспектора полиции. Прокуратуре Забайкальского края провести проверку систематических задержек заработной платы сотрудникам училища. Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направить обращение в Пенсионный фонд РФ за разъяснением ситуации с возможным лишением педагогического коллектива училища права на досрочное назначение страховой пенсии по старости

 

2.         Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса (г.Чита, ул. Бабушкина, 66)

Из 10.500 воспитанников только 3.200 – круглые сироты, остальные – социальные сироты.

Заработная плата социальных педагогов всего 12 тыс.руб.Питание сиротам не дают, выплачивается компенсация по 200 руб. в день.

По информации от социальных педагогов, из детдома приходят дети с низкой мотивацией к самостоятельной жизни. Если работодатель узнает, что ребенок – это сирота, у него значительно усиливается стремление его ограбить. Центр занятости еще не трудоустроил никого. Высказано мнение о необходимости оптимизировать льготы сиротам при поступлении в вуз в целях повышения мотивации учиться. Предложено создать закрытую ведомственную базу по привлечению к уголовной ответственности и наличию психических заболеваний. Обращено внимание на проблему с федеральным законодательством в части врачебной тайны, что никто не предполагает о психических расстройствах ученика, а когда происходит срыв, то окружающие не понимают причин, не могут адекватно реагировать и являются незащищенными.

Рекомендации комиссии изложены в разделе «Общий анализ и рекомендации»

 

3. Администрация Борзинского р-на (Забайкальский край, г.Борзя, ул. Ленина, 37)

По информации от представителя районной администрации, в Борзинском р-не на муниципальном уровне создана межведомственная рабочая группа по взаимодействию в сфере защиты прав детей. Практикуются совместные встречи детей, прежде всего, состоящих на учете, с представителями следственного комитета, прокуратурой, опекой и др. С 2016 г. на заседания комиссии по делам несовершеннолетних будут приглашаться педагоги с отчетами о конкретных принятых мерах по профилактике недопущения алкоголизации, наркомании и табакокурения с участием СМИ. Детям-сиротам предоставлено 65 квартир, а проживает только 20. Нет механизма прекращения права пользования жильем спецжилфонда.

Поступили жалобы сотрудников администрации на бесконечные проверки бюджетных учреждений. Госпожнадзор, Роспотребнадзор и др. требования предъявляют, а денег на выполнение этих требований не выделяют. Накопившаяся кредиторская задолженность не переходит в бюджет следующего года. Из-за нехватки денег арестовываются счета администрации, из-за чего задерживается зарплата.

 

4. Профессиональный лицей № 32 (Забайкальский край, г. Борзя, ул. Маркса 204)

Лицей находится в ведении министерства образования Забайкальского края. В 2014 г. в лицее произошли 4 самоубийства, что и явилось основанием для включения его в программу экспертной оценки с целью понять причины событий. В 2012 г. министерством образования было принято решение сделать лицей экспериментальной площадкой для реабилитации условно осужденных детей, оставшихся без попечения родителей.  В лицей привезли 11 детей с девиантным поведением. При этом не были выделены дополнительные ставки, коллектив не был готов к работе с такими детьми. Большинство детей занятия не посещало, было очень много проблем с поведением. В 2014 г. в лицей была привезена вторая группа детей из учреждения закрытого типа в количестве 9 человек. Они достаточно быстро объединились и установили в общежитии «тюремные» порядки, стала процветать дедовщина, «семейные» дети были вынуждены съехать, остались только сироты и те дети, которые не могли проживать дома во время обучения. Справляться с детьми было невозможно, за год на должности заместителя по воспитательной работе сменилось 12 человек. Данная группа проживала 2 – 3 мес., в итоге произошли 4 суицида (1 ребенок из этой группы и 3 сирот).

Главная причина произошедшей трагедии, на наш взгляд, – необдуманное, стратегически неверное решение о формировании на базе лицея экспериментальной площадки без учета специфики контингента и отсутствия у педагогического коллектива ресурсов для работы с такими детьми. Подобные эксперименты требуют тщательного планирования и контроля на протяжении всего периода реализации проекта. Необходимы дополнительные ставки специалистов, которые будут понимать принципы работы с данным контингентом. Также количество детей в такой группе должно быть очень небольшим, дети должны быть из разных учреждений, чтобы избежать по возможности формирования коалиций между ними.

Во время посещения лицея с сотрудниками лицея была проведена беседа, в ходе которой обозначены основные проблемы, с которыми они сталкиваются при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

▪    отсутствие правовой базы, позволяющей детям участвовать в собственном обслуживании (речь идет о помощи в приготовлении еды, уборке помещений и т.д.). Дети ничего не хотят делать, заставить их нельзя, что способствует стойкому формированию у них иждивенческой жизненной позиции. По мнению сотрудников лицея, необходимо отменить запрет на работу с 14 до 18 лет и разрешать им устраиваться на работу с согласия ребенка и работодателя

▪    отсутствие рычагов воздействия в случае неадекватного поведения и нежелания учиться. Сотрудники лицея сами поднимают ребят с утра, чтобы отправлять их на уроки. Отчислить нежелающих учиться детей в возрасте с 15 до 18 лет фактически невозможно, т.к. по закону это можно сделать только с разрешения опеки, а они этого не хотят, не желая брать на себя ответственность за дальнейшее поведение неблагополучных детей. Необходимо изменить эту порочную практику, основанную на нежелании опеки решать проблемы детей, перекладывая их на плечи педагогического коллектива, и продумать работающую систему, позволяющую отчислять детей, которые не заинтересованы в учебе

▪    отсутствие возможности отчислить тех детей, которым еще нет 18 лет, но которые фактически уже работают и у которых есть свои собственные семьи. Как и в предыдущем случае, требуется разработать способы отчислить из учебного заведения ребенка, не желающего учиться и уже живущего самостоятельной жизнью

▪    несоответствие между указанными в медицинской карте диагнозами (речь идет о психических заболеваниях) и выданной справке о годности к обучению. В результате дети, не способные учиться определенной профессии, на нее зачисляются, и в результате не учатся и в дальнейшем не могут быть успешно трудоустроены по выбранной профессии

▪    отсутствие возможности провести освидетельствование ребенка на предмет приема наркотических препаратов без согласия воспитанника, что часто приводит к невозможности оказать ему своевременную психологическую и медицинскую помощь, а также предсказать его неадекватное поведение исходя из особенностей принятых препаратов

▪    недостаточный уровень социальных выплат на детей-сирот (100 руб. - на питание в день и 13500 в год - на одежду ребенка). В итоге учреждение регулярно платит штрафы, т.к. в питании никогда не хватает калорий, а дети не получают необходимого питания и одежды

 

  • ▪           нежелание детей работать после окончания учебы, т.к. в центре занятости им платят по 27 тыс.руб. Как предложение, необходимо ввести их обязательную отработку в течение определенного времени (например, 1 года) после окончания обучения. Согласно ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц данной категории». Эта норма очень значима, даёт возможность воспитанникам детских сиротских учреждений в течении 6 месяцев спокойно устраиваться во взрослой жизни

▪    неиспользование детьми получаемого ими социального жилья или использование его в ненадлежащих целях. Посетив несколько многоквартирных жилых домов, в которых жилье предоставлено сиротам, члены комиссии свидетельствует распространенную практику, когда жилье сироты он предпочитает сдавать внаем другим лицам, а сам - проживать в другом месте. Очень распространена и практика неоплаты сиротами коммунальных услуг (по словам сирот, они к этому не приучены) и другие нарушения системы самостоятельного житейского жизнеобеспечения. Необходимо ужесточить условия пользования предоставленным жильем, чтобы условием его сохранения было, по крайней мере, поддержание жилья в надлежащих условиях и оплата коммунальных услуг, жестче регламентировать недопустимость его поднайма с ответственностью за нарушение. Также требуется усиление  патроната социальных работников, которые могли бы облегчить сиротам вхождение в самостоятельную жизнь

▪    наличие проблем с летним выездным отдыхом сирот. Комиссия отмечает отсутствие надлежащей регламентации пребывания детей в летнее время (посещение мест отдыха, спортивных и туристических лагерей и др.). Эта проблема выявлена и в других детских образовательных учреждениях края

▪    чрезвычайно высокий налог на прибыль (около 30 %), получаемую в результате коммерческой деятельности учреждения. Следствием этого становится постоянная нехватка средств и невозможность решать актуальные проблемы по модернизации учреждения.

Членами комиссии были проведены беседы с детьми-сиротами, проживающими в общежитии лицея, в ходе которых обозначены следующие проблемы:

▪    отсутствие доступа в туалеты в общежитии в светлое время суток (они заперты на ключ). Дети вынуждены ходить в неотапливаемые туалеты на улицах, что не лучшим образом сказывается на состоянии их здоровья

▪    наличие на каждом этаже решеток в дополнение к имеющимся дверям (решетки установлены около года назад). При наличии камер, охраны внизу и дверей данная мера представляется излишней и вызывает чрезвычайное возмущение детей, которые, по их словам, «чувствуют себя преступниками». Также, на наш взгляд, их наличие может служить дополнительным препятствием для эвакуации в случае пожара

▪    один из двух душей не работает и бьется током, в итоге все дети, проживающие в общежитии, пользуются одним душем

▪    органы опеки жестко контролируют траты детей, позволяя им тратить пособия только на одежду, но не на все остальные нужды (например, на личные предметы гигиены). Данная проблема существует не во всех учреждениях и является результатом нарушения своих полномочий со стороны органов опеки, слишком жестко контролирующих траты детей и препятствующих у них формированию навыков социальной адаптации, касающихся принятия самостоятельных решений о распределении собственных денежных средств.

Рекомендации комиссии: проверить соответствие диагнозов, указанных в медицинских картах детей; обеспечить общедоступность туалетов в здании лицея; демонтировать установленные с нарушением требований законодательства металлические решетки; отремонтировать душ; органам опеки прекратить превышение своих полномочий в отношении денежных расходов учеников

Реализовать в полной мере постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.2014 г. № 481, вступившее в силу 1 сентября 2015 г. – см. ниже опыт «Борзинского центра…»

 

5.         ГУ СО «Борзинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Светлячок» (Забайкальский край, г. Борзя, пер. Переездный, 19)

Директор – Ольга Николаевна Сухова, за 20 лет деятельности учреждения его выпускниками стали 87 человек, из которых 4 человека осуждены к лишению свободы, остальные – поступили в учебные заведения (в том числе двое поступили в Дальневосточный университет).

Сейчас работников – 43 чел., детей – 36 (возраст с 7 до 18 лет), за последний период двое вернулись в родную семью и 5 устроены под опеку. Дети распределены по разновозрастным группам от 6 до 10 человек, в каждой группе работают посменно 2 воспитателя, рабочий день которых начинается с 9 часов (присутствуют на уроках в школе и способствуют  успешной интеграции детей в обычную школу) и заканчивается в 8 вечера, ночью дежурит младший воспитатель.

Успеваемость 100 %, 27 человек учатся по программе 7 вида, остальные – по обычной.  Воспитанники овладевают компьютером с 9 лет.

Имеется небольшое собственное с/х производство и подсобное хозяйство, где сиротам предоставляется возможность работать, что обеспечивает занятость детей, способствует у них формированию полезных бытовых навыков и служит профилактикой иждивенческой позиции.

С 2002 г. воспитание сирот в учреждении производится в разновозрастных группах по авторской методике «Жизненные навыки как фактор социализации воспитанников детских домов» с использованием компонентов «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Программа включает в себя 7 направлений и рассчитана на 3 возрастных периода (блоки «Самопознание», «Я и другие», «Питание и здоровье», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Основы безопасности» и т.д.). Данная программа способствует формированию у детей адекватных представлений о собственном теле, о своих психологических особенностях, служит профилактике зависимостей и рискового поведения.

Основной частью методики воспитания является «экономическая игра» по образцу ведения хозяйства в обычной семье, в ходе которой дети своим прилежанием, учебой и трудом зарабатывают «светлячки» – ксерокопированные деньги, на которые можно покупать необходимые учебный реквизит, канц. принадлежности, доп. одежду и др. товары. Регулярно проводятся импровизированные ярмарки. Работает банк и имеются «поручители» (воспитатели), которые могут поручиться за воспитанника в случае нехватки средств на крупную покупку (обучение кредитным отношениям). Далее этот же поручитель отслеживает, чтобы ребенок смог успешно заработать необходимую сумму.

Дети каждое лето ездят на отдых, в основном на территории Забайкальского края, хотя иногда и за его пределами.

В учреждении активно работает попечительский совет, а также 2 раза в год приезжает отряд волонтеров – подростки из ближайшей школы и устраивает развлекательные мероприятия.

В учреждении идет активная работа с кровными семьями. Формируется база родственников и близких знакомых детей, с ними по возможности поддерживается постоянный контакт. Родственники и друзья детей приглашаются на регулярно проводимые праздники и дни рождения. В случае ухода ребенка в приемную семью сотрудники учреждения продолжают помогать семье. Есть постинтернатное образование – после выпуска воспитатели сопровождают тех детей, с которыми они работали в группе, отслеживают судьбу каждого выпускника.

В целом можно сказать, что реализуемая в учреждении программа чрезвычайно полезна с точки зрения формирования у детей необходимых социальных навыков и подготовки их к самостоятельной жизни. Необходимо заимствовать данный опыт другими учреждениями.

Рекомендации комиссии изложены в разделе «Общий анализ и рекомендации»

 

6.         ГУ СО «Шерловогорский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аквамарин» (Забайкальский край, Борзинский р-он, п. Шерловая гора, Садовое кольцо, д. 7)

Посещение произведено внепланово, без информирования и предупреждения.

В учреждении воспитывается 82 сироты в возрасте от 7 до 18 лет, из которых постоянно проживают 76 (1 – отбывает наказание в Ангарской колонии, 3 – в Сретенском и Ревдинском спец. учреждениях закрытого типа, 2 – находятся в СИЗО под следствием, 6 чел. находятся на спец. учете несовершеннолетних). Ранее в учреждении проживало 100 человек, но часть из них была переведена в другие учреждения, причем, по словам детей, без их желания и насильно.

В ходе проверки в учреждении и по результатам личных бесед с детьми были выявлены следующие проблемы:

▪    дети плохо одеты, у многих нет теплой зимней обуви и верхней одежды,

▪    в группах проживает до 13 человек, с которыми работает 4 воспитателя. Это прямо противоречит постановлению Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.14 г. № 481, предусматривающего количество детей группах не более 8 человек,

▪    ванные для детей находятся в проходе в туалет, не отделены занавесками, отсутствуют сидения на унитазах, не работают замки на дверях (фотографии приложены),

▪    в комнатах мальчиков нет игрушек и личных вещей, абсолютно голые кровати, царит идеальный порядок, который не может и не должен быть в личных комнатах и свидетельствует о том, что у детей нет возможности организовывать себе личное пространство (фотографии приложены),

▪    воспитатели входят в комнаты мальчиков и девочек без стука, без разрешения залезают в личные вещи,

▪    в поведении детей явно видны признаки «стайной психологии», есть «авторитеты», отношения со многими воспитателями напряженные, много агрессии, можно предположить высокий уровень насилия в учреждении,

  • многие дети жаловались на отсутствие у них спортивных секций, существовавших в прилегающей к детдому школе, которая сейчас закрыта (ближайшая «нормальная» секция, по их словам, в получасе ходьбы).

Можно говорить о том, что данные проблемы приводят к отсутствию у детей понимания личного пространства и собственных границ (в т.ч. в поведении), повышают у них уровень тревоги и агрессивности, что, в свою очередь, становится причиной девиантного и асоциального поведения (это можно заметить как по поведению детей в учреждении, так и по статистике количества детей, имеющих проблемы с законом).

Комиссия рекомендует восстановить в зоне детской пешей доступности спортивные секции, закрытые в связи с закрытием прилегающей к зданию детдома школы, а также устранить все вышеперечисленные нарушения

 

7.         ГАУСО КЦЗН «Орловский» (Забайкальский край, Агинский р-он, п. Орловское)

В центре находятся одновременно реабилитационное отделение, существующее с 2013 г. и рассчитанное на 14 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и отделение, в котором проживают 24 сироты, основная масса которых была привезена в августе – сентябре 2015 г. из Бурулятуйского детского дома в результате его расформирования.

Отделение для детей в сложной жизненной ситуации рассчитано на детей от 3 до 18 лет, за последнее время 1 ребенок ушел в детский дом, 6 детей переданы в приемные семьи. В отделении успешно работают с кровными и приемными семьями, родственники могут посещать детей по выходным и в будни согласно предварительной договоренности по телефону.

Основная проблема в учреждении связана с отделением для детей-сирот. Дело в том, что до этого там существовал санаторий, и коллектив сотрудников был совершенно не подготовлен для работы с такими сложными детьми. В итоге после прибытия детей начались проблемы в Новоорловской средней общеобразовательной школе, куда были зачислены дети. Информация об их зачислении поступила 30 августа, была неразбериха с личными делами, педагогический коллектив не был готов к работе с таким контингентом. Всего в школе обучается 397 человек, однако 20 детей хватило, чтобы регулярно нарушать весь процесс обучения. Большинство детей срывают уроки, отказываются посещать школу, угрожают преподавателям, дерутся с другими детьми, есть случаи прихода в состоянии наркотического опьянения. В ноябре 2015 г. один подросток сбежал из отделения домой, где изнасиловал собственную восьмилетнюю двоюродную сестру. По словам сотрудников многие дети имеют более тяжелые диагнозы, чем указано в медицинских картах, но их отправляют в обычные школы, т.к. в регионе мало школ 8 вида.

По результатам проверки комиссия свидетельствует чрезвычайную сложность ситуации в центре. Недопустимое проведение реорганизации без учета специфики контингента, отсутствие соответствующей подготовки к работе с такими сложными детьми у педагогического коллектива школы и учреждения в итоге привело к трагедии, а также способствует формированию в школе нездоровой, агрессивной среды. Комиссия рекомендует оперативно проанализировать смысл и ход реорганизации, разделив учреждения разных направлений и контингента. Требуется скорейший перевод части детей в другие учреждения, чтобы снизить уровень нагрузки на школу и разбить устоявшиеся патологические отношения, а также провести переобучение специалистов.

Также рекомендовано впредь тщательно исследовать необходимость реорганизации социальных учреждений, не допуская повторения вышеизложенных ошибок

 

8.      Администрация п.Агинское (Забайкальский край, пгт Агинское, ул. Базара Ринчино, 92)

По словам главы администрации, в Агинском р-не самый высокий прирост населения в Забайкальском крае. Активно строятся детские сады (в 2015 г. сдано 3 д/с: п.Кила, Зуткулей и Ушарбай) и школы. Строятся по механизму государственно-частного партнерства с последующим выкупом здания у застройщика. Потребность в детских садах покрыта на 92 %.

Агинские школы неизменно демонстрируют высокие показатели на общероссийском уровне и постоянно входят в число 500 лучших школ в России. 97 % выпускников школ поступает в вузы, включая ведущие вузы России. 3-4 года назад возникла проблема малых школ, которые закрывали в целях оптимизации. Сейчас их не закрывают, в связи с чем проблема неактуальна, но она очень актуальная для других районов Забайкальского края.

Активно реализуются программы социального развития села (привлечение работников социальной сферы), программа «Земский доктор» (выделяется 1 млн. руб. и бесплатно предоставляется земельный участок для строительства дома), на жилищном муниципальном учете состоит около 600 чел. (очередь движется слабо в связи с замедлением жилищного строительства).

В Агинском р-не постоянно проводятся такие культурные мероприятия как День Победы, спартакиады, вахты памяти, чествования лучших, авторитетных людей.

Дети, в т.ч. трудные подростки, занимаются стрижкой овец, подрабатывают гидами в бурятском национальном парке «Алхалай», высаживают цветы.

В 2015 г. в целях оптимизации дом для ветеранов-инвалидов и Бурулятуйский детский дом объединили с социально-реабилитационным центром на базе бывшего пансионата «Орловский». Планируется еще присоединить к ним Орловский детский дом.

Высказано мнение о крайней нецелесообразности такого объединения, прекращении процесса реорганизации и необходимости скорейшей детальной проработки этого вопроса со специалистами. К социальным учреждениям, полностью благополучным в плане совершения правонарушений, категорически нельзя присоединять учреждения со «специальным контингентом» - сразу формируется криминальная субкультура и быстро происходит дестабилизация. К тому же, и педагогический коллектив неприспособлен к работе с неблагополучными детьми. Начинаются конфликты и увольнения.

Дополнительно обращено внимание членов комиссии на возникающие с 2016 г. законодательные проблемы в эксплуатации транспорта для перевозки детей.

Так, с 2016 г. возможно эксплуатировать для перевозки детей лишь автобусы:

- не более 10 лет выпуска, в то время как значительная часть «детского» автобусного парка Забайкальского края старше 10 лет, но отвечает всем требованиям по безопасности,

- оборудованные тахографом и системой глонасс. Между тем, установка, обслуживание и обновление этих систем требует финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации, что в условиях нехватки у дотационных регионов денежных средств на социально необходимые цели и монополизма профильных организаций является неоправданным.

Рекомендации комиссии изложены в разделе «Общий анализ и рекомендации»

 

  1. ГУСО «Орловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей  «Исток»  (Забайкальский край, Агинский р-он, п. Орловский, ул. 30 лет Победы, 10)

Всего в учреждении проживает 20 детей, комнаты рассчитаны на 2 – 6 человек, к каждой из них прикреплено по одному воспитателю, в ночное время за всеми детьми присматривает младший воспитатель. В учреждении есть собственное подсобное хозяйство, на котором дети с удовольствием работают, что также способствует у них формированию полезных социально-бытовых навыков и делает питание более полезным и разнообразным. Дети учатся в ближайшей школе, дружат со сверстниками, приглашают их к себе и ходят к ним в гости, что свидетельствует об успешной их адаптации. После школы они ходят на разнообразные кружки и спортивные секции, у детей есть вся необходимая одежда, они легко идут на контакт, дружелюбны, с воспитателями формируются теплые и доверительные отношения. Данное учреждение можно охарактеризовать с положительной точки зрения как успешный опыт социализации и интеграции детей, заслуживающий распространения на другие детдома.

Комиссия рекомендует отремонтировать подъездную дорогу к детдому

 

  1. ГУСО «Дом-интернат для пожилых и инвалидов» в пгт. Агинское (Забайкальский край, Агинский район)

Всего в учреждении проживает до 30 человек, комнаты рассчитаны на 1-2 человека, в каждой из которых есть все для проживания как здоровых людей, так и людей с инвалидностью. Малое количество проживающих хорошо сказывается на атмосфере и благоустройстве учреждения. Однако не ведется разъяснительная и ознакомительная работа с клиентами учреждения по обновленному законодательству, что вызывает недовольство проживающих и их неудовлетворенность предоставляемыми услугами.

По словам клиентов дома-интерната, за несколько дней до посещения комиссией было закрыто в связи капремонтом «безобразное» здание, в котором они жили раньше, и всебыли переведены в другое. Некоторые клиенты жаловались на недостаточное питание (1 яблоко в неделю), недостаточное количество выдаваемой одежды (всего двое трусов в год), нехватку курток и шапок (при отсутствии своих они не могут гулять и ездить в больницы в мороз). Во многих комнатах отсутствуют форточки, что препятствует проветриванию, особенно в теплое время.

Рекомендации: наладить обеспечение одеждой и обувью, режим и состав питания в соответствии с установленными законодательством нормами, установить в окнах форточки

 

  1. ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Надежда» (Чита, КСК 4-й мкр., 36а)

Всего в учреждении находится 86 детей, 26 возвращены из-под опеки, остальные изъяты из семей или помещены по заявлению, статус детей не установлен. Средняя продолжительность пребывания детей – 6 мес. Половина детей уходит в семьи, 5 % – в училища, 20 % – в детские дома. Всего за год прошло 358 человек, из них 183 ребенка вернулись в кровную семью, 24 – под опеку и 32 – в детские дома. В каждой комнате проживает по 10 человек.

Сотрудники центра ведут работу с кровными и приемными семьями, однако специалистов явно не хватает, они сказали, что этим занимаются 3 человека, которые стараются подключать специалистов по месту жительства ребенка, чтобы как-то снизить нагрузку и повысить эффективность работы (многие дети постоянно проживают довольно далеко от центра).

Посещение данного центра было связано с тем, что в нем произошел случай насилия сверстников над мальчиком в отсутствие воспитателя. По нашей оценке, данная ситуация не связана с проявлениями жестокости со стороны персонала (дети легко идут на контакт с незнакомыми людьми, ведут себя открыто и без страха, видно наличие теплоты в отношениях некоторых детей и специалистов). Однако, во время общения с сотрудниками было зафиксировано непонимание ими психологических особенностей детей в сложной жизненной ситуации (в словах сотрудников присутствует явное акцентирование на генетических причинах плохого поведения детей без учета их жизненной ситуации, особенностей протекания горя и нарушений привязанности, характерных для данного контингента).

Данная профессиональная некомпетентность вполне может приводить к тому, что специалисты центра не всегда понимают то, что происходит с детьми, а значит - не могут адекватно им помочь, что вызывает девиантное поведение детей, выражающееся в насилии и агрессии по отношению к другим воспитанникам. Также надо отметить, что комнаты на 10 человек не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.14 г. № 481 о максимальном количестве детей в данных группах не более 8. Такое скопление детей в одной комнате также способствует росту напряженности в коллективе и может быть причиной агрессивных вспышек детей по отношению друг к другу.

Рекомендации: привести количество детей в комнатах в соответствие с законодательством; провести повышение квалификации педагогического состава и проверку знаний причин и особенностей поведения детей в сложных жизненных ситуациях

 

12. Жилые дома по ул. Молодежная д.д. 1 и 2, ул. Казачья дд. 1 и 2 и другие дома с жилыми помещениями, предоставленными сиротам

 

Жилые дома по ул. Молодежная №№ 1 и 2 на 125 квартир каждый целиком переданы под заселение сиротами. Из 240 проживающих там сирот только 16 чел. учатся в вузах.

Отмечены общие проблемы несамостоятельности и низкой мотивации к обустройству сирот, особенно это присущие жильцам домов, полностью заселенных сиротами.

По состоянию на 1 октября 2015 года в Забайкальском крае на учете на получение жилых помещений состояло 6843 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: в возрасте от 14 до 18 лет – 2032 чел., от 18 до 23 лет – 2936 чел, от 23-х лет и старше – 1875 чел., т.е. не обеспечено жилыми помещениями 4811 лиц данной категории, право на обеспечение жильем у которых уже наступило. Это третье место с конца, хуже ситуация только в Кемеровской и Иркутской областях.

Обеспечено жилыми помещениями детей-сирот в 1-3 кварталах 2015 г. 450 чел., из них по договору специализированного найма – 418 чел., по договору спецнайма по решению суда – 27 чел., по договору социального найма по решению суда – 5 чел. Вступили в силу и не исполнены решения судов об обеспечении жильем 362 детей-сирот.

 

 

Рекомендации комиссии изложены в разделе «Общий анализ и рекомендации»

 

13. ГУСО «Читинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей « "Апельсин"» (Забайкальский край, г.Чита, ул. Смоленская, 22)

 

Правительство Забайкальского края постановило передать с 1 апреля 2015 г. Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края полномочия Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, полномочия учредителя детских домов, в настоящее время - организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего передается 28 организаций.

Таким образом, в крае происходит процесс передачи бывших детских домов из системы образования в систему социальной защиты. Это означает не только смену учредителя, но и изменения штатного расписания и структуры самих учреждений. Любая реформа – процесс болезненный. А в случае с нынешним Читинским центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Апельсин» накладываются ещё и проблемы объединения двух учреждений: Детского дома № 1 и Читинского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Апельсин».

  • директор бывшего Детского дома № 1 стала директором объединённого Центра. Сама директор никаких замечаний в своей работе не имела, её Детский дом является образцовым, а в бывшем Центре выявлен целый ряд нарушений: практиковалось физическое наказание детей воспитателями;
  • имела место «дедовщина», когда воспитатели просят старших детей наказывать младших;
  • выявлены факты издевательств над детьми при попустительстве либо при прямом участии воспитателей;
  • отмечено понуждение детей давать при опросе не соответствующие действительности показания.

Все эти случаи стали известны полиции и расследуются следственным отделом. Возбуждено 7 уголовных дел, в которых 8 сотрудников Центра обвиняются в совершении правонарушений в отношении детей.

 

Рекомендации комиссии: помочь директору наладить рабочую обстановку в Центре; довести расследование по указанным фактам до конца.

 

14. ГАУСО «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов», отделение «Центральное» (Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Целинная, 26)

 

Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее – дом-интернат) состоит из двух отделений: «Центральное» и «Милосердие». Здесь содержится около 400 пожилых людей и инвалидов. В отделении «Центральное» содержатся «лежачие» больные, их около 100 чел.. До октября 2015 г. это отделение располагалось в отдельном здании, которое находилось в очень плохом состоянии. Сейчас выделено 20 млн. рублей на его ремонт, который планируется завершить к 20 декабря 2015 г.

Тем временем, все подопечные из отделения «Милосердие» переведены в отделение «Центральное», что создало некую скученность.

Поступили следующие жалобы проживающих в доме-интернате:

  • скученность, в комнатах проживает 2- 4 чел. Надеемся, что это – временные трудности до окончания ремонта:
  • несколько лет не выдаётся зимняя одежда, что руководство объясняет это уменьшением финансирования в 2015 г. на 10%, ситуацию взяла под контроль прокуратура.
  • до 1 января 2015 г. проживающие в доме-интернате платили 75% в кассу учреждения от размера своей пенсии. Большинство из них являются инвалидами и получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) из федерального бюджета. Проживающие жалуются, что с 1 января 2015 г. с них снимают 75% и с ЕДВ. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 %  среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Эта норма вступила в действие с 1 января 2015 г. Для проживающих общий доход составляет пенсия и ЕДВ. Кроме того, примерно 40 % из проживающих работают на огородах при этом доме-интернате. С ними заключены трудовые договоры, они получают заработную плату, и теперь 75% от неё должны перечислять на счёт дома-интерната;
  • в рационе проживающих мало овощей и фруктов. Выяснилось, что действительно картошка используется большей частью в супах, а в качестве гарниров - каши  и макароны. Фрукты выдаются один раз в неделю. Этот рацион утверждён учредителем этого дома-интерната;
  • в договоре о предоставлении социальных услуг между администрации дома-интерната и проживающим присутствует и ритуальная услуга. Проживающие считали, что с них ежемесячно взимаются деньги за ритуальные услуги. При внимательном изучении этого договора выяснилось, что эта услуга оказывается только в случае смерти подопечного и стоимость её не взимается ежемесячно.
  •  

Рекомендации комиссии: закупить зимнюю одежду для проживающих по утверждённому нормативу; своевременно проводить разъяснительную работу с подопечными при изменении законодательства.

 

 

  1. Рекомендации по итогам общего анализа

     

В целях профилактики насилия в детских социальных и образовательных учреждениях необходимо проводить:

▪    регулярные проверки государственными (включая правоохранительные) и муниципальными органами с участием представителей общественных организаций, а также последними - самостоятельно,

▪    постоянный регламентированный доступ волонтеров в детские социальные и образовательные учреждения, а также родственников и близких проживающих в учреждениях детей,

▪ на основе Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ сформировать региональную систему общественного контроля за обеспечением прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. организаций (колледжей и пр.) стационарного проживания детей,

▪    своевременное и открытое расследование всех случаев насилия над проживающими в учреждениях с привлечением к ответственности виновных лиц,

▪    сохранение маленьких детских домов – чем больше учреждение, тем сложнее им управлять и тем скорее там будут устанавливаться «тюремные» порядки, т.к. персонал не справляется с воспитанием большого количества детей. Кроме того, малые детские дома – это приближение к семейному воспитанию,

▪    нельзя объединять большое количество детей с девиантным поведением в одном месте, поскольку это создает условия для быстрого формирования криминальной субкультуры и подростковых банд, отношения в которых основаны на «праве сильного». В этом случае воспитатели, не имея рычагов для воздействия на детей, также прибегают к насилию как форме контроля и управления воспитанниками,

▪    поддержание возможно большей и разнообразной занятости детей (работа по дому и в огороде в случае его наличия, кружки, творчество, ремесленничество, олимпиады, викторины, спортивные секции и соревнования и т.д.),

▪    постоянное повышение квалификации персонала и разработка методических пособий для него,

▪    обеспечить для работников этих учреждений достойную их труда зарплату с необходимой индексацией;

 - активизировать работу региональных уполномоченных по правам человека и правам ребенка по проблеме преодоления насилия в отношении детей в стационарных учреждениях.

 

В части работы с приемными семьями:

▪    повышение квалификации специалистов, занимающихся подготовкой приемных семей (изживание идеи генетической предрасположенности психологических и поведенческих проблем детей-сирот, знание процессов формирования привязанности и разных типов ее нарушения, понимание процессов переживания горя и т.д.),

▪    наличие профессиональной комплексной системы сопровождения для приемных семей, начиная с момента приема ребенка в семью и до его совершеннолетия, с особым вниманием к подростковому возрасту, потому что именно на этот период приходится большое число «вторичных отказов»,

▪    распространение практики психологического тестирования всех кандидатов в замещающие родители с целью отсева тех будущих приемных родителей, которые не готовы к приему детей-сирот и могут стать для них опасными в силу непроработанности собственных личностных проблем (на данный момент опека не может отказать в выдаче заключения кроме как по формальным критериям),

▪    наличие возможности требовать от мужа или гражданского мужа женщины прохождения школы приемных родителей, чтобы избежать случаев жестокого обращения с их стороны. Сейчас от них не требуется никаких документов, кроме письменного согласия на прием ребенка в семью, в том случае если мужчина официально зарегистрирован на данной жилплощади, поэтому зафиксировано много случаев, когда со стороны мужчины присутствует физическое насилие по отношению к ребенку

 

В части работы с кровными семьями:

▪    наличие профессиональной комплексной системы сопровождения, способной реализовывать планы по работе с семьей, включающие в себя все возможные виды необходимой помощи (продуктовая, вещевая, юридическая, ремонт помещений, психологическая, реабилитация от зависимостей),

▪    снижение безработицы, содействие в трудоустройстве, особенно для социально-незащищенных групп населения (одинокие матери с маленькими детьми или многодетные, семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью и т.д.), разработка дополнительной поддержки таких семей при поиске рабочих мест, в том числе – обеспечение надомной работой.

▪    наличие продуманной и развернутой системы профилактики зависимостей (сеть реабилитационных центров, пропаганда здорового образа жизни, психологические тренинги в учебных заведениях, направленные на понимание всей опасности данной проблемы и т.д.),

▪    повышение размеров существующих детских пособий, пособий по уходу за ребенком-инвалидом и др.

 

В части работы с приемными (опекунскими) и кровными семьями:

  • переформатировать работу органов и учреждений социальной сферы на более полное и качественное содействие в предоставлении родителям (лицам, их заменяющим) медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) в соответствии с (п. 4 ст. 65 Семейного кодекса РФ) - ») и ст. 28 Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. Изучить опыт пилотных регионов в реализации изложенных положений законодательства (Астраханская, Калужская, Новгородская, Псковская, Тверская области и г. Москва).

 

В части общих проблем сиротства и связанных с ним:

- разработать и принять региональную программу деинстутуализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитанную на три года и подкрепленную финансированием из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- для всех организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории края подготовить дорожные карты реорганизации и приведения их деятельности в соответствие с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481;

- разработать и внедрить во всех организациях для детей-сирот программы психологической помощи детям-сиротам, устроенным в организации для детей-сирот после отмены усыновления (удочерения) или опеки и попечительства (вторичные возвраты);

- сохранить жителям местностей, приравненных к Крайнему Северу, доплату за условия труда (северную) в размере 20 %,

- организовать новые рабочие места, прежде всего, в сельской местности, и принять реальные меры по повышению уровня благосостояния населения, т.к. численность сельского населения неуклонно подает,

- внести поправки в законодательство, увеличив срок эксплуатации автобусов, пригодных для перевозки детей, по крайней мере, до 15 лет при условии их соответствия всем требованиям по безопасности,

- внести поправки в законодательство и возложить на федеральный бюджет обязанность по финансированию расходов по установке, обслуживанию и замене системы глонасс на автобусах, используемых для перевозки детей,

- - не допускать создания мест компактного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем (Жилые дома по ул. Молодежная д.д. 1 и 2)

 

В части проблем сирот:

- федеральным органам государственной власти:

а) проработать вопрос законодательного обеспечения создания в России профессионального института приемной семьи для поддержки сирот, престарелых и инвалидов,

б) принять меры по скорейшему принятию проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание» (законопроект № 649934-6),

в) принять проект федерального закона «Об общественном контроле в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (подготовленный СПЧ и внесенный в Госдуму президентом РФ Д.Медведевым),

г) оптимизировать существующие льготы сирот в целях изначального формирования у них мотивации приобретения навыков самостоятельного обслуживания и обустройства, не допуская стремления сирот и их родителя (опекуна) к иждивенчеству и неправомерным действиям вследствие возможных изъянов в законодательстве,

д) проблема неприспособленности и иждивенчества сирот. Разработать стандарты воспитания сирот с использованием системных элементов «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко (разновозрастные небольшие группы, авторитет коллектива и его члена и др.), г) усовершенствовать законодательство об образовании в части образования сирот, оптимизировав их льготы по зачислению в средние специальные и высшие учебные заведения, а также стимулирования их активности в успешной учебе,

е) сделать систему социализации такой, чтобы с возможно более ранней стадии привить сироте интерес к секциям, спорту, ремеслу и иному разнообразному творчеству, полной созидательной самореализации,

ж) развивать систему постинтернатного сопровождения и сопровождаемого проживания выпускников детских домов в квартирах специализированного жилищного фонда в социальной среде

 

- органам исполнительной власти Забайкальского края и других субъектов Российской Федерации:

а) повысить нормы питания сирот, составляющие всего по 100 руб. в день,

б) обеспечить обязательное наличие по возможности бесплатных спортивных и творческих секций детям дошкольного и школьного возраста,

в) обеспечить быт и отдых сирот во время каникул, т.к. детские учреждения отказываются их брать на лето,

- в воспитании представителей коренных народов использовать присущие их культуре национальные компоненты,

- прокуратуре Забайкальского края:

- предложить обобщить практику применения краевого закона «О квотировании рабочих мест среди несовершеннолетних»и дать предложения по разработке аналогичного закона на федеральном уровне

 

Профилактические меры по предотвращению алкоголизации и наркомании (предложения требуют обсуждения и детальной проработки):

- родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и состоянии социальной исключенности, оказывать немедленную и как можно более активную помощь в трудоустройстве,

- необходимо принудительное трудоустройство лиц, лишенных родительских прав (ОБСУДИТЬ),

- если родитель начал злоупотреблять алкоголем и наркотиками, возможно экстренное кодирование с немедленным трудоустройством,

- включить в образовательный стандарт по ОБЖ вопросы противодействия и профилактики недопущения алкоголизации, наркомании и табакокурения

 

В части профилактики и проблем родителей:

- организовать новые рабочие места, особенно в сельской местности, и принять реальные меры по повышению уровня благосостояния населения, т.к. численность сельского населения неуклонно подает,

- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять исчерпывающие меры по ликвидации очередности в детские дошкольные и школьные учреждения,

- оценить эффективность предусмотренной Семейным кодексом РФ ответственности за качество воспитания детей
 

Проблемы образовательных учреждений, органов опеки и полиции:

- обеспечить повышение квалификации всех специалистов органов опеки и попечительства в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации» от 18.11.2013 г. № 680н.;

- практиковать в детских учреждениях на системной основе встречи с людьми, пользующимися в обществе заслуженным авторитетом: ветеранами, спортсменами, артистами, представителями органов власти, полиции, творческой интеллигенции и др. признанными специалистами,

- проводить конкурс среди детдомов на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,

- включить показатели качества работы с сиротами в критерии оценки деятельности участковых инспекторов полиции, инспекторов КДН и органов опеки по показателям качеству работы и определить эти показатели, при этом не допуская сокрытия нарушений,

- определить эффективный критерий зависимости оплаты труда сотрудников детских домов от конечного результата, при этом не допуская сокрытия нарушений,

- при усыновлении в семью проводить необходимые проверки в отношении совместно проживающего супруга вне зависимости от наличия у них официально зарегистрированного брака,

- проблема использования продуктов сельхозпроизводства, выращенных на приусадебных хозяйствах детских образовательных учреждений. Для реализации продуктов требуется прохождение процедур сертификации, контроля качества и проч. бюрократической волокиты. Признать образовательные учреждения сельскохозяйственной направленности сельхозтоваропроизводителями, что даст им возможность развивать собственное с/х производство и претендовать на государственные с/х субсидии на ГСМ, молодняк, мясо, курицу и др. Если это сделать, то такое производство станет относительно самостоятельным и там смогут проходить практику студенты,

- возвратить педагогам ранее существовавший размер стимулирующих выплат в связи с объемом выполняемой работы в 30 % вместо существующих 5 %,

- предусматривать в бюджете образовательного учреждения денежные средства на повышение квалификации преподавателей,

- возвратить ранее существовавший срок обучения по программам начального профессионального образования (НПО) с 3 до 2,5 лет,

- создать закрытую ведомственную базу по привлечению к уголовной ответственности и наличию психических заболеваний сирот и их родителей,

прокуратуре Забайкальского края и УМВД края оценить практику применения краевого  закона об общественных воспитателях и других краевых законов, принятых в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Комиссия полагает важным отметить, что несмотря на необходимость СМИ освещать различные резонансные события и происшествия, на федеральном уровне необходима законодательная база, защищающая права детей, сотрудников и других участников процесса, т.к. нередко недопустимо обнародуется конфиденциальная информация, позволяющая четко идентифицировать граждан, что грубо нарушает законодательство и права человека.

Назрела острая необходимость скорейшего формирования института профессиональной приемной семьи для детей-сирот, престарелых и трудовой занятости несовершеннолетних.

5 декабря 2015 г.

Постоянная комиссия

по социальным правам