Минобрнауки предоставило справку о выполнении рекомендаций СПЧ о правах граждан в местах принудительного содержания

Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подробную информацию о том, как в ведомстве исполняют рекомендации правозащитников, касающиеся соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

4 июля 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подробную информацию о том, как в ведомстве исполняют рекомендации правозащитников, касающиеся соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы.



Информация об исполнении рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации

По вопросу о восстановлении нормальных условий работы Негосударственному аккредитованному частному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», как ведущего образовательного учреждения, обеспечивающего обучение осужденных гуманитарным профессиям (рекомендация специального заседания Совета 16 июля 2014 г.)

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

По информации, поступившей из Рособрнадзора, постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 20 мая 2016 г. № 09-АП-13660/2016 (дело № А-40-203393/15) Негосударственному аккредитованному частному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» аннулирована лицензия на осуществление образовательной деятельности от 25 февраля 2011г., регистрационный №0744, серия AAA № 000756, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с уставом Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», академия является частной образовательной организацией (на основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), учредителем которой является общество с ограниченной ответственностью «Холдинг «Комплексные Региональные Проекты». Вопрос по устранению академией выявленных Рособрнадзором нарушений лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а также по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования находится в компетенции учредителя академии.

По вопросу обучения осужденных лиц по образовательным программам в области технических наук (рекомендация специального заседания Совета 16 июля 2014 г.)

В настоящее время нормативно обеспечена возможность получения высшего образования лицами, находящимися в местах лишения свободы, посредством дистанционного проведения приема в образовательную организацию, реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и дистанционного проведения государственной итоговой аттестации.

Прием.

При приеме в образовательные организации высшего образования лица, находящиеся в местах лишения свободы, пользуются равными правами с другими абитуриентами. Вместе с тем существует ряд особенностей, связанных с невозможностью личного присутствия указанных лиц при подаче документов и сдаче вступительных испытаний.

Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. №1147 (далее - Порядок приема), предусмотрена возможность подачи документов, необходимых для поступления одним из следующих способов (п. 61 Порядка приема):
1) представляются в организацию лично поступающим (доверенным лицом), в том числе:
по месту нахождения филиала;
уполномоченному должностному лицу организации, проводящему прием документов в здании иной организации или в передвижном пункте приема документов;
2) направляются в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;
3) направляются в организацию в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно).

В случае, если лица, находящиеся в местах лишения свободы, не имеют результатов ЕГЭ, возможно применение следующих норм.

Согласно части 6 статьи 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования, принимаются на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лица, имеющих среднее профессиональное или высшее образование.
Также право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по результатам проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний установлено пунктами 10 и 21 Порядка приема, в том числе для лиц, которые прошли государственную итоговую аттестацию по общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена (не в форме ЕГЭ), при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно.

Таким образом, в случаях, если гражданин, находящийся в местах лишения свободы:
закончил общеобразовательную организацию и получил среднее общее образование также в местах лишения свободы в течение одного года до проведения приема;
имеет документ о среднем профессиональном или высшем образовании;
то он может в течение года после окончания общеобразовательной организации поступать в образовательные организации высшего образования по вступительным испытаниям, проводимым образовательной организацией высшего образования самостоятельно (без ЕГЭ).

При этом в соответствии с пунктом 83 Порядка приема организация может проводить в порядке, установленном правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, или иным локальным нормативным актом организации, указанные вступительные испытания с использованием дистанционных технологий при условии идентификации поступающих при сдаче ими вступительных испытаний.

Обучение.

В целях сохранения возможности получения образования гражданами, не имеющими возможности посещать образовательную организацию, статьей 16 Федерального закона предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и ДОТ при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. №2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

Использование электронного обучения и ДОТ допускается при реализации всех направлений подготовки и специальностей высшего образования, отдельные ограничения установлены федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) в части реализации:
части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия;
части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю;
части (частей) образовательной программы, направленной(-ых) на подготовку к творческой и(или) творческо-исполнительской деятельности, и проведение государственной итоговой аттестации (для направлений подготовки и специальностей в области культуры и искусства);
реализация практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, установленным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также государственной итоговой аттестации (для медицинских направлений подготовки и специальностей).

Указанные ограничения отражены в ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям.

Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА).

Установление Законом возможности реализовывать образовательную программу с применением электронного обучения и ДОТ предполагает также возможность проведения ГИА с применением электронного обучения и ДОТ.

При этом особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами (п. 19 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636).

Таким образом, нормативно обеспечена возможность осуществления приема, обучения и государственной итоговой аттестации без личного присутствия абитуриента и обучающегося. Указанные положения в полной мере применимы и для лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Вместе с тем требование нормативных правовых актов обеспечить однозначную идентификацию личности абитуриентов и обучающихся при проведении вступительных испытаний и ГИА накладывает определенные обязательства на образовательную организацию в части использования соответствующих технологий. В связи с изложенным, в настоящее время образовательные организации не заинтересованы в проведении приема и ГИА дистанционно.
Национальная платформа отрытого образования.

Потребность лиц, находящихся в местах лишения свободы, в получении образования и приобретении новых знаний может быть решена также в рамках формирования и развития Национальной платформы открытого образования (далее - Платформа).

Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа отрытого образования» (далее - Ассоциация).

Ассоциация осуществляет разработку и поддержку Платформы, предоставляя университетам - членам Ассоциации возможность для размещения открытых онлайн курсов (далее - курсы). Условием для членов Ассоциации является внесение вступительного взноса и выполнение обязательств по размещению не менее 10 онлайн-курсов в год.

Размещаемые на Платформе онлайн-курсы доступны для использования всем желающим без ограничений и оплаты.

Кроме того, прорабатывается вопрос о возможности освоения курса, совмещенного с процедурами оценки результатов обучения по курсу и выдачей по результатам  оценки  персонального  сертификата.  Необходимость  проведения идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий оценивания в данном случае обуславливает необходимость возмещения затрат на прохождение курса с выдачей персонального сертификата, однако создает условия для признания результатов освоения курсов образовательными организациями высшего образования. Предполагается, что возмещение затрат будет возможно как со стороны обучающегося, так и со стороны образовательной организации, которая использует курсы при реализации образовательных программ.

Дополнительно сообщаем, что информация по всем направлениям подготовки и специальностям содержится на федеральном портале www.edu.ru, а также и на сайтах образовательных организаций высшего образования.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере высшего образования                                                                 С.О. Сорокин