Совет получил отзыв Минюста России на рекомендации по проблемам местного самоуправления

Рассмотрев предложения правозащитников, министр юстиции России выразил искреннюю благодарность за освещение актуальных проблем и заинтересованность в дальнейшей проработке и широком обсуждении рекомендаций Совета с привлечением представителей муниципальной общественности и экспертного сообщества.

15 января 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил отзыв Министерства юстиции России на рекомендации СПЧ по итогам специального заседания "Право граждан на участие в местном самоуправлении: проблемы и перспективы".

Рассмотрев предложения правозащитников, глава ведомства выразил искреннюю благодарность за освещение актуальных проблем реализации законодательства о местном самоуправлении и конструктивные предложения по его совершенствованию, а также заинтересованность в дальнейшей проработке и широком обсуждении указанных предложений с привлечением представителей муниципальной общественности и экспертного сообщества.

Из письма министра юстиции Александра Коновалова:

В связи с вопросом создания новых городских округов, обозначенным в качестве лейтмотива представленных рекомендаций, считаем необходимым отметить следующее.

Основополагающие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, включая принципы его территориальной организации, сформулированы Конституцией Российской Федерации, а также принятым в ее развитие Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ).

Одним из концептуальных положений, заложенных законодателем в основу Федерального закона № 131-ФЗ, является построение преимущественно двухуровневой системы местного самоуправления с муниципальными районами и входящими в их состав поселениями. Правовая конструкция городского округа предназначена для городских муниципальных образований со значительным экономическим и культурным потенциалом, обладающим свойствами межрайонного притяжения.

В соответствии с подпунктом 35 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделение поселений статусом городского округа относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно.

Решение об изменении статуса городского поселения с присвоением ему статуса городского округа (в том числе с одновременным объединением всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением процедур и условий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ. Минюст России не вмешивается в процесс принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, закрепленных за ними федеральными законами.

В то же время Минюст России как федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики в сфере местного самоуправления, в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 20 января 2015 г. № ДК-П16-207 ежегодно осуществляет мониторинг развития местного самоуправления в Российской Федерации, изучая и обобщая, в частности, сведения об изменениях территориальной организации местного самоуправления. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга ежегодно размещаются на сайте Минюста России.

Данные, получаемые Минюстом России в ходе мониторинга, а также из иных источников, свидетельствуют о том, что преобразования муниципальных образований, связанные с укрупнением и образованием новых городских округов, не носят массового характера, в том числе и после принятия Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 62-ФЗ). Такие изменения, как правило, обусловлены объективными предпосылками (урбанизацией территории, сосредоточением большей части жителей муниципального района в «центральном» поселении, изменением их жизненного уклада и т.п.), а также спецификой реализации государственной политики в сфере местного самоуправления в отдельных субъектах Российской Федерации.

Высказывавшиеся в процессе Федерального закона № 62-ФЗ опасения ряда экспертов   относительно   возможности   ликвидации   двухуровневой   системы самоуправления на большей части территории Российской Федерации (стр. 2 рекомендаций) представляются нам преувеличенными и не основанными на фактических данных.

Также не имеющими правового обоснования представляются нам доводы о сокращении сети социально-значимых организаций (образовательных учреждений, отделений почтовой связи, фельдшерско-акушерских пунктов и т.п.) в связи с преобразованием муниципальных образований (стр. 4, 6, 7 рекомендаций), поскольку решение большинства вопросов такого рода законодательно не привязано к территориальной организации местного самоуправления и находится вне компетенции органов местного самоуправления поселений.

Относительно критериев формирования городских округов (стр. 4, 5) рекомендаций) отмечаем, что соответствующие положения, связанные с наличием сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения единства городского хозяйства, а также наличия подтвержденных генеральным планом перспектив развития уже сформулированы в пункте 15.1 части 1 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем не вызывает принципиальных возражений предложение о дополнительной проработке, конкретизации и детализации критериев формирования городских округов (стр. 8,9 рекомендаций).

В свою очередь, вопрос определения населенных пунктов как базовых территориальных единиц и их категоризации (стр. 8 рекомендаций) может быть решен путем проработки соответствующих изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ и (или) в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Относительно замечания о целесообразности замены поселенческих органов сельскими старостами, территориальным общественным самоуправлением (ТОС) и прочими формами самоорганизации населения (стр. 10 рекомендаций) считаем необходимым отметить, что данные формы самоорганизации являются факультативными и рассматриваются в качестве дополнения, а не равноценной замены институциональным формам местного самоуправления.

Относительно предложения об определении «координирующего центра», а также ответственного должностного лица в сфере местного самоуправления (стр. 10 рекомендаций) необходимо отметить следующее. Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2007 г. № 1451 (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской. Федерации от 29 марта 2017 г. № 133) образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № 623 введена должность помощника Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.