ПК 1 - по развитию институтов гражданского общества
Дополнительно
Определение Верховного суда по делу о ликвидации Межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация"
Исследование "Левада-Центра" о законе "О некоммерческих организациях"
"Агенты народа. Четыре года действия закона об "иностранных агентах" Доклад Amnesty International
Доклад Специального докладчика Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о положении правозащитников
Мотивированное решение Арбитражного суда по МОФ "ГОЛОС-Урал"
17 февраля 2015 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации"
Обращение экологических организаций к министру юстиции Российской Федерации об изменениях в законодательство о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранных агентов и ответ Министерства юстиции Российской Федерации
Статья Михаила Федотова "К вопросу о понятии "иностранный агент" в российском праве"
Приоритетные направления деятельности Постоянной комиссии по развитию НКО :
1. Защита прав НКО, ограничение незаконного вмешательства в их деятельность.
Под защитой прав НКО подразумевается рассмотрение обращений и жалоб от организаций о нарушении их прав на допуск к рынку социальных услуг, о незаконном недопущении к конкурсам на предоставление субсидий, о противоправном выдворении из занимаемых помещений, об избыточном вмешательство в их деятельность со стороны контролирующих органов, о незаконном приостановление деятельности и т.д. В случае подтверждения информации из обращений и жалоб, предоставление НКО юридической и иной помощи в отстаивании прав.
2. Совершенствование норм законодательства, регулирующих отнесение организаций к «иностранным агентам» и предъявляемые к ним требования, содействие формированию позитивной правоприменительной практики.
Работа будет выражаться в анализе подзаконных актов, мониторинге применения законов 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» и 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и их последствий для организаций, проведении общественных слушаний совместно с Общественной палатой РФ и другими заинтересованными сторонами, подготовке рекомендаций. Кроме того, группа займется подготовкой поправок в законодательство.
3. Совершенствование налогообложения НКО и правоприменительной практики.
Работа будет заключаться, с одной стороны, в мониторинге результатов налоговых проверок некоммерческих организаций и, с другой, в разработке предложений по изменению законодательства, по-разному толкуемого представителями профильных ведомств. Также в рамках этого направления будет проработан вопрос о целесообразности принятия специальной главы Налогового Кодекса Российской Федерации "Налогообложение некоммерческих организаций" и другие инициативы в области налогообложения НКО и благотворителей.
4. Работа над обновлением законодательства о некоммерческих организациях.
Работа будет проводиться поэтапно. Вначале будет проведена серия обсуждений концепции законодательства об НКО с различными заинтересованными сторонами. После анализа наработок этого этапа начнется работа над текстом законопроекта (законопроектов) с учетом возможных изменений в конструкции Гражданского кодекса РФ.
5. Устранение дискриминационных барьеров по участию НКО в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, содействие участию НКО в профилактике социальных проблем и общественному контролю.
В развитых странах НКО играют важную роль в качестве поставщиков социальных услуг. То, что мы называем социальным заказом (государственный и муниципальный заказ и субсидии в целом некоммерческим организациям) составляет там 10–15% бюджетного финансирования отрасли. В России в настоящее время предоставление населению подавляющей части государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется на основе сети государственных и муниципальных учреждений. Монополизм в системе оказания государственных услуг и выполнения работ негативно сказывается как на качестве социальных услуг, так и на финансово-экономической устойчивости самих НКО.
Работа будет заключаться как в снятии законодательных барьеров по участию НКО в соцзаказе, так и в содействии включению НКО в профилактику социальных проблем и общественный контроль, на первом этапе - в пилотных регионах.
6. Во взаимодействии с Рабочей группой по вопросам совершенствования законодательства РФ об НКО, возглавляемой В.Володиным, обсуждение и продвижение новых законодательных актов, необходимых для развития гражданского общества, устранение законодательных препятствий на пути этого развития.