"Адыгея - это место, куда хочется вернуться". Отзыв Андрея Бабушкина о выездном заседании СПЧ

Член Совета в ходе поездки в Адыгею посетил несколько учреждений принудительного содержания граждан, участвовал в заседаниях и провел круглый стол. Подробный рассказ о работе он резюмирует тем, что "Адыгея оказалась местом, уезжая из которого, обязательно хочется туда вернуться. В том числе и для того, чтобы увидеть, как выполнены наши рекомендации".

18 июля 2015

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин сегодня в своем блоге поделился впечатлениями о выездном заседании СПЧ в Адыгее. По его словам, республика оставила сильное положительное впечатление и многому он был приятно удивлен.

"Руководители Республики меня удивили своей открытостью, компетентностью, готовностью разговаривать и спорить, соглашаться и переубеждать. Ну и самим менять свои взгляды. Так, Валерий Бриних, угроза возбуждения уголовного дела в отношении которого (за его публикацию о пресловутом свинокомплексе) и стала толчком  для нашего приезда в Адыгею, был прямо на заседании наших Советов назначен членом Совета по  правам человека при Главе Республики. Туда же был включен и видный российский эколог Андрей Рудомаха, - пишет Бабушкин. - Улицы удивили своей  чистотой. Дороги  - отсутствием пробок. Персонал гостиницы – своей доброжелательностью. Сотрудники  пенитенциарной системы – своим отношением к людям".

Андрей Бабушкин в ходе работы Совета в Республике Адыгея посетил несколько учреждений принудительного содержания граждан: изолятор временного содержания в Геленджике, специальные учреждения временного содержания иностранных граждан в поселке Вардане Краснодарского края и в адыгейской станице Абадзехская, исправительную колонию и следственный изолятор в Тлюстенхабле, изолятор временного содкржания в Майкопе, принял участие в совместных заседания СПЧ и советов по развитию гражданского общества и правам человека Адыгеи и Краснодарского края, провел круглый стол по вопросам межнациональных отношений и защиты прав национально-культурных автономий. Подробный рассказ о работе, размещенный в блоге, он резюмирует тем, что "Адыгея оказалась местом, уезжая из которого, обязательно хочется туда вернуться. В том числе и для того, чтобы увидеть, как выполнены наши рекомендации".

 

Путешествие в Адыгею

Адыгея показалась мне похожа на Черногорию.
Сопоставима по  размерам (правда в 2 раза меньше – около 7, 5 тыс. км.). Сопоставима по населению (В Адыгее – немногим менее полумиллиона, в Черногории – три четверти миллиона). Тоже горы, правда ниже, чем  в Черногории, не такие крутые  и здоровые.
Адыгейцы – один из 5 адыгских народов (наряду с адыгейцами, это черкесы, кабардинцы, шапсуги и абхазы). Был еще один народ – убыхи, но во второй половине 19 века они были вынуждены переселиться в Турцию,  где 20 лет назад умер последний человек, который знал убыхский язык.
В Адыгею мы приехали в 4 утра, миновав ночью на машине Шаумянский перевал, отделяющий черноморское побережье от внутренних районов Краснодарского края и Адыгеи. Дорога на перевале сделана из щебня, так как асфальт очень быстро приходит в негодность. Машину вел водитель экстра-класса, Мирузан Базикян, заместитель председателя ОНК Краснодарского края. Направление   дороги менялось через каждые двести-триста метров в царившей вокруг кромешной темноте.
Хотя в Майкопе живет всего лишь тысяч 130 или около четверти всего населения Республики, гостиницу «Версаль», где нам  предстояло проживать 2 дня, мы нашли не сразу.  Раньше «Версаль» был заводоуправлением, но завод разорился и здание было перестроено под роскошную гостиницу. Меня поселили в номере размером метров под 50 с роскошной мебелью. Действительно настоящий «Версаль».
Первый день я  вместе с членом Совета  Володей Шапошниковым я провел в разъездах: СУВСИГ, ИВС г. Майкопа, СИЗО и колония № 1 в Тлюстенхабле.
Во главе колонии и СИЗО – молодые и очень толковые руководители. В колонии – более 1200 человек. Руслан Рамазанович Бат руководит колонией менее года. Тем не менее, в колонии чисто, у всех осужденных, в отношении кого не зверствует ФМС, выданы паспорта, в каждой секции установлен телевизор. Работой обеспечено почти 400 человек. Но Руслан уже продумал, как создать еще 200 рабочих мест.
За окнами машины – поля. К сожалению, не все обработаны, кое-какие заросли порослью молодых деревец. Огромные площади заняты под подсолнухи, издали кажется, что поля заросли цветущими одуванчиками. Но это не одуванчики, а зреющие подсолнухи.  На фоне очередного поля с подсолнухами мы и сфотографировались.
Несколько раз пересекаем реку Белая  - главную речку Адыгеи. Неглубокая река течет по каменистому руслу. Но можно представить себе, что во время дождей глубокое русло превращается к бурлящий поток.
Утром второго дня мы выдвинулись на юг Республики, где в горной долине находится изумительный комплекс деревянных зданий. В пруду  плавают лебеди, утки и даже пеликаны. Живописные сады заставляют забывать про  все заботы. Называется это чудесное место Даховская слобода, по названию станицы Даховская. Здесь и состоялось совместное заседание  нашего СПЧ и Совета по правам человека при главе Республики Адыгея. Интересно, что в Адыгее этот совет при Главе Республики  возглавляет … Уполномоченный по правам человека Валерий Осокин. Что ж, в Адыгее, может быть так и лучше.
М.А. Федотов  кратко коснулся истории нашего приезда. В декабре  2014 год он договорился с Главой Республики  Асланом Китовичем Тхакушиновым, что, если в Адыгее создадут Совет по правам человека, то наш Совет приедет в Адыгею на совместное заседание. Глава Республики признался, что создавая Совет, он не верил, что Совет приедет так быстро. М.А. Федотов привел пример с делом Магницкого (когда перевод вопроса в плоскость внешней политики сделал работу Совета по делу Магницкого бессмысленной) и сказал, что, если Вы хотите сделать проблему неразрешимой, выводите ее на уровень политической борьбы. Поэтому Федотов пожелал Совету по правам человека при Главе Республики Адыгея, чтобы в его работе  было меньше политизации, больше  конкретизации.
Уполномоченный по правам человека А.Я. Осокин рассказал, что на 6 правозащитных организаций приходится 36 казачьих обществ.  Он предложил, распространить на СПЧ регионов положения о том, что нормативные акты органов власти должны приниматься с участием этих Советов.
Федотов отметил, что так как все машины в Адыгее имеют номер «01», то можно сказать, что с Адыгеи начинается Российская Федерация, а Адыгея – регион №1.
Глава Республики Тхакушинов А.К. произвел на меня впечатление человека, отличающегося остроумием и демократичностью. Аслан Китович постоянно шутил.  Он рассказал, что в годы ВОВ адыги заняли первое место по числу героев Советского Союза. Первым героем Советского Союза также стал адыг. Тхакушинов – академик Российской академии образования. Республику он возглавляет с 2006 года, а до этого был ректором Майкопского государственного технологического университета.
На следующий день утром мы встречались с главой Республики в его кабинете. Им была поддержана моя идея о выезде членов СПЧ в Сирию для изучения вопроса о репатриации сирийских черкесов в Адыгею.
Острая дискуссия на встрече возникла вокруг свинокомплекса в хуторе Шевченко. Наезд местных властей  на эколога Валерия Бринниха и стала одной из причин приезда СПЧ в Адыгею. Комплекс принадлежит Вячеславу Эдуардовичу Дереву, сенатору, бизнесмену и достаточно вменяемому человеку. Федотов рассказал, что посещал этот хутор вместе с Марой Поляковой, и жители жаловались ему на запах от свинокомплекса. Правда, когда они осматривали место складирования навоза, так называемую «лагуну», особо сильного запаха не почувствовали. Если бы руководство свинокомплекса лучше работало с населением хутора, такой остроты конфликт бы не  приобрел. На премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов пообещал, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Плотность мероприятий нашего визита  не позволила мне побродить по адыгейским улочкам,  пообщаться с простыми людьми, узнать, насколько их мнение о том, что происходит в Республике, совпадает с моим.
На меня же Адыгея произвела сильное положительное впечатление.
Руководители Республики – своей открытостью, компетентностью, готовностью разговаривать и спорить,   соглашаться и переубеждать. Ну и самим  менять свои взгляды.  Так, Валерий Бринних,  угроза возбуждения уголовного дела в отношении которого (за его публикацию о пресловутом свинокомплексе)  и стала  толчком  для  нашего приезда в Адыгею, был прямо на заседании наших Советов назначен членом  Совета по  правам человека при Главе Республики. Туда же был включен и видный российский эколог Андрей Рудомаха.
Улицы – своей  чистотой. Дороги  - отсутствием пробок. Персонал гостиницы – своей доброжелательностью. Сотрудники  пенитенциарной системы – своим отношением к людям.
Адыгея оказалась местом, уезжая из которого,  обязательно хочется туда вернуться.  В том числе и для того, чтобы увидеть,  а как выполнены наши рекомендации.

Выездное заседание Совета в Республике Адыгея состоялось с 14 по 17 июля. В нем принимали участие глава СПЧ Михаил Федотов и члены Совета: Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Мария Большакова, Елизавета Глинка, Наталия Евдокимова, Мария Каннабих, Ирина Киркора, Яна Лантратова, Раиса Лукутцова, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Мара Полякова, Анита Соболева, Елена Тополева-Солдунова, Сергей Цыпленков, Владимир Шапошников и Максим Шевченко, а также представители МВД, ФСИН России и Совета судей.

В первый день, 14 июля, работа проходила по двум направлениям. Евгений Бобров и Андрей Бабушкин занимались проверкой соблюдения прав человека в местах принудительного содержания Краснодарского края и посетили изолятор временного содержания в Геленджике и специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, расположенное в поселке Вардане. По другой теме (одной из самых проблемных) - экологии - работали Сергей Цыпленков и Наталия Евдокимова, объезжая места возможных нарушений природоохранного законодательства: "Зеленый остров" - коттеджный поселок, строящийся на берегу реки Кубань, в непосредственной близости от центра города Краснодар, аул Козет, поселок Новый, остров Краснодарский и другие. Агрокомплекс "Киево-Жураки", который также обвиняют в загрязнении природы, посетили Михаил Федотов, Елизавета Глинка и Мара Полякова. 

Во второй день, 15 июля, состоялось расширенное заседание постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам (председатель - Сергей Цыпленков) с руководителями общественных природоохранных организаций Адыгеи, гражданскими активистами, занимающимися борьбой с экологическими нарушениями, и представителями региональной власти. Был рассмотрен целый комплекс проблем, включая загрязнения от белореченского химического комбината и агро-промышленного комплекса "Киево-Жураки", незаконный захват земли и акватории на левом берегу реки Кубань напротив города Краснодара и вырубку леса на территории природных памятников. 

Параллельно члены Совета работали по разным направлениям, посетив более десяти объектов социальной инфраструктуры, среди которых исправительная колония, СИЗО, больницы, детские дома, военный госпиталь, пункт временного размещения беженцев из юго-востока Украины, специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и другие. Ряд членов СПЧ проводили личный прием граждан и рассматривали их жалобы на самые разные нарушения. 

16 июля состоялось совместное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при Главе Республики Адыгея по развитию гражданского общества и правам человека. На нем рассматривались экологические проблемы, проблемы в майкопской бригаде и итоги посещения членами СПЧ социальных объектов. После чего член Совета Андрей Бабушкин провел круглый стол по вопросам межнациональных отношений и защиты прав национально-культурных автономий.

В заключительный день, 17 июля, члены Совета на встрече с Главой Республики Асланом Тхакушиновым обсудили экологические проблемы региона и итоги посещений объектов социальной инфраструктуры и отправились в Краснодар на совместное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при Губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное реализации Рекомендаций Совета по итогам выездного заседания в Краснодарском крае в 2014 году.