Полпред Президента в ДФО предоставил статистику по переселению соотечественников в регионы Дальнего Востока

СПЧ получил ответ аппарата Полномочного представителя Президента в ДФО на рекомендации, посвященные проблемам переселения соотечественников. Документ подробно раскрывает, как на Дальнем Востоке проявляются общие проблемы в данной сфере, а также содержит статистические данные о числе соотечественников, родившихся после 1991 года и прибывших в ДФО.

7 сентября 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил ответ аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по результатам рассмотрения рекомендаций СПЧ, касающихся проблем переселения соотечественников.

В ответе подробно раскрывается проявление на территрии ДФО обозначенных правозащитниками общих  проблем, а также предоставляются статистические данные о числе соотечественников, родившихся после 1991 года и прибывших в Россию до ноября 2002 года, на территории Дальневосточного федерального округа.

Напомним, что Рекомендации Совета по правам человека были подготовлены по итогам специального заседания "Собирание соотечественников во благо России", которое состоялось 17 апреля 2018 года с участием начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольги Кирилловой, председателя исполкома форума переселенческих организаций Лидии Графовой, представителей Минтруда, Минздрава, МИД России, ученых и правозащитников.

 


Ответ Полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» (далее - Рекомендации) рассмотрены.

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе проведена работа по определению уровня значимости проблем, изложенных в Рекомендациях, для территорий Дальнего Востока, реализующих Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Направляем Вам обобщенные результаты по обозначенным в Рекомендациях проблемам.

 


 

Информация по обозначенным в Рекомендациях проблемам

 

Обозначенная на заседании проблема

Ее проявление на территории ДФО

1. Увеличивающееся на стадии подачи заявлений количество отказов заявителям на участие в Госпрограмме по профессии, квалификации, стажу работы, возрасту и другим, не предусмотренным законом основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены. Удельный вес отказов от числа поданных анкет в среднем по ДФО был высок в 2016 (19,9 %), в 2017 г. доля отказов снизилась до 17,5 %.

2. Невыдача письменного отказа, выдача немотивированного отказа либо отказ в участии по несущественным основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

3. Отсутствие прозрачности в работе комиссий по согласованию и утверждению участников Госпрограммы, излишне субъективный подход при вынесении решений.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

4. Нарушение прав переселенцев законодательным требованием иметь в России регистрацию по месту жительства. Участник Госпрограммы, купив собственное жильё, может встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства по разрешению на временное проживание в нём только сам, остальных же членов семьи приходится регистрировать где придётся.

На территории ДФО выявлено три подобных факта - в Приморском, Хабаровском краях и Еврейской автономной области.

5. Применение к участникам Госпрограммы правила «90 на 180», по которому иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180-ти, с последующим выдворением в государство выезда и запретом на въезд.

На территории ДФО выявлен один факт - в Хабаровском крае.

6. Отказы в участии в Госпрограмме без разрешения на временное проживание украинским переселенцам, прибывшим в Россию позднее февраля 2016 г. (не в экстренном порядке), отказы им в квоте на выдачу разрешения на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

7. Невыполнение государственных обязательств по финансированию Госпрограммы: задержки выплат, необоснованные отказы в отдельных видах выплат, невозможностьиз-за больших нерегулируемых очередей подать документы на выплаты.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

8. Слабая организация работы миграционных структур и нехватка сотрудников, что приводит к большим очередям и нередко невозможности участникам Госпрограммы в требуемые сроки оформить установленный законом статус.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

9. Проблемы оформления гражданства детям участников Госпрограммы, родившимся на территории России в период оформления гражданства родителей. Все чаще встречаются случаи отказов во внесении детей в заявление на приобретение российского гражданства одного из родителей, если у таких детей отсутствует разрешение на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

10. Увеличивающееся количество претендентов на участие в Госпрограмме, слабо владеющих или вообще не владеющих русским языком, а также выезд участников Госпрограммы для проживания обратно в государство выезда.

На территории ДФО территориальными органами МВД России выявлено три подобных факта - в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях.

11. Признание только тех переводов документов, которые сделаны в России.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

12. Неоптимальный график работы подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России. Регистрация участника Госпрограммы производится всего 2 дня в неделю, а дактилоскопия - 1 день в неделю, что вызывает большие очереди.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

13. Выдворение участников Госпрограммы за пределы Российской Федерации за два любых административных правонарушения с запретом на въезд. В результате проблем, возникающих при подаче документов для получения разрешения на временное проживание или гражданства РФ, участники Госпрограммы всё чаще получают отказы в получении статуса, попадая под действие нормы «90 на 180». Если участник Госпрограммы за 90 дней не успел подать документы для получения разрешения на временное проживание, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания (временной регистрации) в России. Необходимо исключить необоснованные административные барьеры и волокиту для участников Госпрограммы и установить четкие гарантии их невыдворения из-за проблем в организации работы ведомств и проволочками не по вине самих людей.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

14. Для назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы подразделения Пенсионного фонда России требуют наличие регистрации по месту жительства в России. Проживающим в съемном жилом помещении, но с регистрацией по месту пребывания, в назначении пенсии отказывают. Более того, отказывается в продолжении выплаты пенсии даже тем иностранным гражданам, которым до этого в России выплачивалась пенсия по виду на жительство.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

15. При начислении пенсий гражданам из числа участников Госпрограммы в ряде случаев не учитывается стаж, приобретенный после 1991 г. Подразделения Пенсионного фонда России не принимают справки от заявителя, поскольку сами направляют запросы и ждут ответы до 6 месяцев. В связи с отсутствием официальных ответов сотрудники Пенсионного фонда России не проверяют заранее (до получения вида на жительство или приобретения гражданства Российской Федерации) документы заявителей, чтобы указать на возможные неточности в целях их оперативного исправления.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

16. Зачастую, после непоступления ответов из Узбекистана или Украины на запросы, даже при наличии трудовой книжки и необходимых справок, подлежащий подтверждению трудовой период не включается в стаж. Законопослушные заявители не должны нести ответственность за бездействие органов власти государства его прежней гражданской принадлежности, включая возможные политические обстоятельства.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

17. Согласно подпункту «г» пункта 19 Госпрограммы участник Госпрограммы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, до получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации участник Госпрограммы вынужден оплачивать оказание ему медицинской помощи (медобследование и сдачу анализов), что существенно затрудняет жизнеобеспечение малоимущих переселенцев из социально незащищенных категорий, составляющих значительную часть соотечественников, переселяющихся из государств СНГ.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

 

 

Численность соотечественников, родившихся после 1991 года и прибывших в Россию до ноября 2002 года, на территории Дальневосточного федерального округа

 

Субъект ДФО

на01.01.2017

на 01.01.2018

на 01.07.2018

 

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

Республика Саха (Якутия)

0

0

1

1

3

2

Камчатский край

6

6

5

5

5

5

Приморский край

4

4

7

7

5

5

Хабаровский край

11

11

9

9

7

7

Амурская область

13

13

17

17

16

16

Магаданская область

15

15

10

10

16

16

Сахалинская область

0

0

0

0

0

0

Чукотский АО

0

0

0

0

0

0

Еврейская АО

0

0

0

0

0

0

Итого по ДФО

49

49

49

49

52

51


 

ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

Из материалов:

Содержание