СПЧ подвел итоги первых дней работы "Горячей линии" по поддержке граждан и бизнеса в связи с коронавирусом

На горячую линию приходит по несколько десятков обращений в день. Предприниматели считают имеющиеся меры поддержки недостаточными, критикуют отсрочку по налогам, поскольку платить все равно придется. Говорят о цепочке арендных платежей. Главный вопрос, который считывается через все частные нюансы и от граждан, и от предпринимателей:  "Как жить дальше?".

4 апреля 2020

Совет при Президенте Российской Федерации  по развитию гражданского общества и правам человека подвел итоги первых дней работы "Горячей линии" по мерам поддержки граждан и бизнеса в связи с коронавирусом.

За три дня к сайту "Горячей линии" права2020.рф обратились более трех с половиной тысяч человек. Большая часть вопросов была связана с барьерами на местах – люди не могут получить положенные пособия, отсрочки и льготы.

"К сожалению, из поступающих сообщений мы видим, что бюрократия на местах не услышала Президента. У людей требуют документы из налоговой, регистрацию по месту пребывания, справки 2-НДФЛ, которые невозможно получить, так как бухгалтерия не работает. По формальным основаниям отказывают в предоставлении выплат или в кредитных каникулах. Причем такой слепой бюрократический подход проявился не только со стороны органов власти, но и со стороны коммерческих организаций – работодателей, банков. Это положение надо менять", - заявил глава СПЧ Валерий Фадеев.

По словам Фадеева, на "горячую линию" приходит по несколько десятков обращений в день, большая часть из них поступает от индивидуальных предпринимателей, которые считают имеющиеся меры поддержки явно недостаточными. Многие критикуют отсрочку по налогам, поскольку платить рано или поздно придется. Многие владельцы арендных помещений сами арендуют квартиры, другую недвижимость, формируются цепочки арендных платежей. Главный вопрос, который считывается через все частные нюансы и от граждан, и от предпринимателей:  "Как дальше жить?".

По мнению главы СПЧ, сложившаяся ситуация дает повод навести порядок в сфере занятости: значительная часть обратившихся перебивается случайными заработками, либо получает заработную плату "в конвертах". В обоих случаях уровень жизни людей резко падает, так как банк может дать беспроцентный кредит для выплаты зарплаты только в объеме платежных ведомостей, где суммы занижены. Граждане после этого кризиса должны лучше осознать, что серая зарплата делает их более уязвимыми в период глобальных потрясений.

"Горячая линия" реализуется СПЧ совместно с Ассоциацией юристов России и при поддержке Федеральной корпорации малого и среднего бизнеса. Также Совет сотрудничает с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, которые подключаются тогда, когда федеральных разъяснений недостаточно. После их личного вмешательства в ситуацию проблема довольно быстро решается.

Несмотря на то, что сфера компетенции "Горячей линии" ограничена разъяснениями федеральных мер помощи гражданам и бизнесу в связи с коронавирусом, поступает много вопросов, связанных с правилами соблюдения  режима самоизоляции в том или ином регионе и дополнительными, региональными мерами поддержки.

В связи с большой востребованностью разъяснительной информации и решением Президента по передаче значительной части антикризисных полномочий субъектам Российской Федерации, Совет считает целесообразным рекомендовать создание в регионах на базе общественных палат, уполномоченных по правам человека, местных отделений АЮР и бизнес-сообществ "горячих линий", разъясняющих меры, введенные в конкретном субъекте.